Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2011 г. N Ф06-2530/11
г. Казань
26 апреля 2011 г. |
Дело N А12-17205/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Щербакова И.Е. (доверенность от 12.07.2010 N ВП-10/51),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2010 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Лыткина О.В.)
по делу N А12-17205/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Волтайр-Пром" к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области о признании недействительным уточненного требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 04403440032515 от 21.07.2010.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волтайр-Пром" (далее - ОАО "Волтайр-Пром", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным уточненного требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 21.07.2010 N 04403440032515.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2010 оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Пенсионный фонд обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 15.02.2010 платежным поручением N 4798 на сумму 5 830 961 руб. и 15.03.2010 платежным поручением N 5118 на сумму 5 389 618 руб. ОАО "Волтайр-Пром" перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии за январь и февраль 2010 года, ошибочно указав в платежных поручениях код бюджетной классификации, соответствующий страховым взносам, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Уведомлением Пенсионный фонд сообщило Обществу о том, что по состоянию на 19.05.2010 у него имеется переплата по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 11 220 580 руб.
20 мая 2010 года ОАО "Волтайр-Пром" обратилось с заявлением о зачете переплаты в счет уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии без начисления пени, поскольку платежи поступили на счет отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области.
21 мая 2010 года Пенсионным фондом проведен зачет излишне уплаченных страховых взносов, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в счет погашения задолженности по уплате страховых взносов, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии, в размере 11 220 579 руб.
Вместе с тем, 29.06.2010 Пенсионным фондом в адрес ОАО "Волтайр-Пром" выставлено требование об уплате пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 286 388 руб.
21 июля 2010 года Обществу направлено уточненное требование N 04403440032515, которым предложено ОАО "Волтайр-Пром" уплатить в срок до 10.08.2010 пени в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 251 544,24 руб., начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, требование от 29.06.2010 аннулировано.
ОАО "Волтайр-Пром", полагая, что в данном случае у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для начисления сумм пени, оспорило вышеназванное уточненное требование в арбитражный суд.
Судебные инстанции, не соглашаясь с доводами Пенсионного фонда исходили из следующего.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) ОАО "Волтайр-Пром" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок исчисления, уплаты и сроки уплаты страховых взносов с 01.01.2010 регулируется статьей 15 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, которые подлежат уплате в срок не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Согласно статье 25 Федерального закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Подпунктом 1 пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Пенсионные взносы на страховую и накопительную части перечисляются на один счет территориального управления Федерального казначейства, но на разные коды бюджетной классификации. Таким образом, указание кода бюджетной классификации для страховой части при перечислении накопительной не привело к непоступлению средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Несмотря на то, что Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании кода бюджетной классификации, согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа.
По настоящему делу установлено, Общество в установленный срок уплатило страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за январь и февраль 2010 года, однако ошибочно указало код бюджетной классификации.
Материалами дела подтверждена и не оспаривается Управлением, что перечисленная ОАО "Волтайр-Пром" сумма страховых взносов поступила на соответствующий счет казначейства, следовательно, поступила в бюджетную систему Российской Федерации и не может признаваться недоимкой.
Исходя из вышеизложенного, судебные инстанции, установив своевременное исполнение ОАО "Волтайр-Пром" обязанности по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для начисления Обществу пени за просрочку уплаты сумм страховых взносов и правомерно удовлетворили требования Общества.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу N А12-17205/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
...
Несмотря на то, что Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании кода бюджетной классификации, согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2011 г. N Ф06-2530/11 по делу N А12-17205/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8045/11
20.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8045/11
26.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2530/11
21.10.2010 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-17205/10