г. Казань |
|
26 июня 2014 г. |
Дело N А72-17117/2013 |
Постановлением Верховного Суда РФ от 27 октября 2014 г. N 306-АД14-4214 настоящее постановление оставлено без изменения
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
истца - Барановой С.С., по доверенности от 21.11.2013 N 2-4/580,
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.02.2014 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи: Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-17117/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "ТАНДЕР" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549), Краснодарский край, г. Краснодар, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск, заместителю главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Золотову Сергею Петровичу, Ульяновская область, г. Ульяновск, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Золотова С.П. от 13.12.2013 о привлечении ЗАО "ТАНДЕР" к административной ответственности по части 1 и части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ МЧС России по Ульяновской области и заместитель главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Золотов Сергей Петрович.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.02.2014 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 25.09.2013 N 118 должностными лицами Главного управления МЧС России по Ульяновской области была проведена плановая выездная проверка ЗАО "Тандер" (с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности, на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 год) объектов защиты - магазинов "Магнит" ЗАО "Тандер" по адресам: Ульяновская область, р.п. Карсун, ул. Тельмана, д. 5А; Ульяновская область, р.п. Карсун, пл. 30 лет Победы, д. 8; Ульяновская область, Карсунский район, р.п. Языково, ул. Цветкова, д. 19. О проведении проверки юридическое лицо уведомлено посредством направления 04.10.2013 копии распоряжения факсимильной связью.
Для составления акта, предписания по результатам плановой проверки и вручения протоколов об административном нарушении требований в области пожарной безопасности руководителю Ульяновского филиала ЗАО "Тандер" Карташову А.Н. почтовым отправлением направлено извещение от 29.10.2013 N 208, генеральному директору ЗАО "Тандер" Галицкому С.Н. направлено извещение от 30.10.2013 N 208, которое вручено оператору сектора корреспонденции Черных Г.
На основании проверки составлен акт от 05.11.2013 N 118, предписание N 118/1/47, протокол от 05.11.2013 N 113 об административном правонарушении по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ (в отсутствие представителя заявителя). Составленные акт, предписание и протокол об административном правонарушении направлены ЗАО "Тандер" по почтовому адресу филиала ЗАО "Тандер": 432008, г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 85б, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и получены обществом 13.11.2013.
Обществу вменены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на плане эвакуации не обозначен эвакуационный выход из торгового зала непосредственно на улицу (Карсун, пл. 30 лет Победы, д. 8) - ГОСТ 12.2.143-2002 п.6.7.2; руководитель организации не обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий строительных конструкций, а также не осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) (р.п. Карсун, ул. Тельмана д. 5А) - ППР п.21 СНиП 21-01-97 * п. 7.1, - за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ; на путях эвакуации на эвакуационном выходе в северном углу торгового зала проложена труба ПВХ диаметром 40 мм, идущая от холодильного оборудования, которая препятствует свободной эвакуации людей (р.п. Языкове, ул. Цветкова, д. 19)-ППР п.33,п.36а; дверь эвакуационного выхода расположенного в дальнем конце торгового зала с правой стороны (северная сторона) имеет ширину 99 см (по нормам требуется 120 см) - СНИП 21-01-97* п.6.16; в пространстве между подвесным потолком и потолочным перекрытием расстояние равно 41-43 см) отсутствуют дымовые пожарные извещатели (р.п. Карсун, ул. Тельмана, д. 5А) - НПБ 88-01 п. 12.20, за что предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
О назначении времени, даты и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 04.12.2013 обществу направлено определение от 13.11.2013 по юридическому адресу (г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185) и получено Живенко О.А. 20.11.2013.
Определением от 04.12.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении заявителя откладывалось по ходатайству ЗАО "Тандер": 04.12.2013 на рассмотрение дела прибыл представитель ЗАО "Тандер" Родзис А.С. по общей доверенности от 01.11.2013 N 02/05/11, которая не наделяет указанное лицо правом на участие в производстве по делам об административных правонарушениях.
Родзис А.С. устно ходатайствовал об отложении времени рассмотрения дела об административном правонарушении для обеспечения возможности прибытия для участия в рассмотрении дела представителя общества с доверенностью ЗАО "Тандер", уполномочивающего его на участие в производстве по делу об административном правонарушении в качестве своего защитника или представителя.
Копия указанного определения от 04.12.2013 со сведениями о дате и времени рассмотрения дела была направлена факсимильной связью по месту нахождения общества - факсом на номер 88612109810 (г.Краснодар) 04.12.2013 в 10 час. 55 мин., что видно из копии определения об отложении рассмотрения административного дела от 04.12.2013 и подтверждения факса.
На рассмотрение дела 13.12.2013 прибыл представитель ЗАО "Тандер" Родзис А.С. по вышеуказанной доверенности, в связи с чем административным органом было принято решение рассмотреть дело без участия законного или иного представителя ЗАО "Тандер", так как имеются достаточные данные об извещении общества об отложении времени и места рассмотрения административного дела.
Постановлением от 13.12.2013 N 153 ЗАО "Тандер" привлечено к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения, является протокол об административном правонарушении. Соответственно, протокол представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения продиктованы необходимостью не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечения соблюдения гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3) указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5).
Следовательно, законодателем установлен определенный порядок составления протокола об административном правонарушении, который, прежде всего, предполагает соблюдение предусмотренных КоАП РФ прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае из материалов усматривается, что требования законодательства об административных правонарушениях административным органом соблюдены.
В соответствии с п.п. 6, 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Довод общества о совершении при проверке грубого нарушения требований к организации и проведению проверок, предусмотренных частью 9 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ, материалами дела не подтвержден, поскольку о проведении плановой выездной проверки, о ее целях и задачах, сроках проведения общество было уведомлено посредством направления по факсимильной связи текста распоряжения от 25.09.2013 N 118 (передано обществу 04.10.2013).
При проведении проверки и при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом не были допущены существенные нарушения процессуального законодательства, которые в силу п. 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влекут отмену оспариваемого постановления.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу N А72-17117/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Довод общества о совершении при проверке грубого нарушения требований к организации и проведению проверок, предусмотренных частью 9 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ, материалами дела не подтвержден, поскольку о проведении плановой выездной проверки, о ее целях и задачах, сроках проведения общество было уведомлено посредством направления по факсимильной связи текста распоряжения от 25.09.2013 N 118 (передано обществу 04.10.2013)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2014 г. N Ф06-11807/13 по делу N А72-17117/2013
Постановлением Верховного Суда РФ от 27 октября 2014 г. N 306-АД14-4214 настоящее постановление оставлено без изменения