Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-2832/11
г. Казань
04 мая 2011 г. |
Дело N А55-14212/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Файнгерш С.И., доверенность от 21.09.2010 N 10139,
ответчика - Флегонтовой Г.А., доверенность от 24.12.2010 N 12-7271,
третьего лица - Федерального бюджетного учреждения исправительная колония N 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области - Вирясова Е.Н., доверенность от 25.04.2011 N 64/ТО/71/16-2501, администрации муниципального района Красноярский Самарской области - Гордеевой Н.Б., доверенность от 21.04.2011 N 939,
в отсутствие:
третьего лица - государственного (унитарного) предприятия учреждения УР-65/10 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-14212/2010
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия, при участии третьих лиц: государственного (унитарного) предприятия учреждения УР-65/10 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, п. Волжский Красноярского района Самарской области, Федерального бюджетного учреждения исправительная колония N 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, п. Волжский Красноярского района Самарской области, администрации муниципального района Красноярский Самарской области, с. Красный Яр Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2010 отказано в удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 05.05.2010 N 26/026/2010-155 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, площадью 167 520 000 кв. м, с кадастровым номером 63:26:0000000:22 и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, площадью 167 520 000 кв. м, с кадастровым номером 63:26:0000000:22.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 решение суда отменено, заявленные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области требования удовлетворены.
Суд признал недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 05.05.2010 N 26/026/2010-155 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, площадью 167 520 000 кв. м, с кадастровым номером 63:26:0000000:22, обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, площадью 167 520 000 кв. м, с кадастровым номером 63:26:0000000:22.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит отменить постановление арбитражного апелляционного суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованного судебного акта, находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области в лице представителя по доверенности Кальмаевой И.А. обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, площадью 167 520 000 кв. м, с кадастровым номером 63:26:0000000:22.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 05.05.2010 N 26/026/2010-155 отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Заинтересованное лицо отказало заявителю на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации): непредставления документов необходимых для государственной регистрации права.
Согласно пункту 2 статьи 16 и пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Регистрация права федеральной собственности на спорный земельный участок была заявлена в рамках разграничения государственной собственности на землю, в связи с предоставлением данного земельного участка государственному унитарному предприятию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям,
государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; (в редакции Федерального закона от 07.05.2009 N 91-ФЗ);
земельные участки, предоставленные в аренду государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; (абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 168-ФЗ);
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В качестве основания проведения заявленного регистрационного действия на регистрацию истцом были представлены:
- постановление администрации Красноярского района Самарской области "О закреплении земельного участка за дочерним предприятием "Бородинское" государственного унитарного предприятия УР-65/10 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации" от 25.12.2001 N 1632, согласно которому земельный участок площадью 17089,9 га, ранее используемый муниципальным унитарным предприятием "Уголок Ленина" (далее - МУП "Уголок Ленина") был передан в постоянное пользование дочернему государственному унитарному предприятию "Бородинское" государственного унитарного предприятия УР-65/10 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (далее - ДГУП "Бородинское" ГУП УР-65/10 ГУИН Минюста России);
- распоряжение администрации Красноярского района Самарской области "О закреплении земельного участка в постоянное пользование ДГУП "Бородинское" ГУП УР-65/10 ГУИН Минюста России" от 08.04.2003 N 462, согласно которому вышеуказанное постановление было отменено и за ДГУП "Бородинское" ГУП УР-65/10 ГУИН Минюста России в постоянное пользование был закреплен земельный участок площадью 16 752 га.
- кадастровый паспорт земельного участка.
В статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" говорится о земельных участках, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановление и распоряжение администрации муниципального района Красноярский, вынесены после вступления в законную силу Земельного кодекса Российской Федерации: 25.12.2001, 08.07.2003.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пунктом 8 части 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" конкретизированы нормы пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие ЗК РФ (30.10.2001), должны признаваться недействительными в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации как противоречащие закону (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 15816/08).
Представленные на государственную регистрацию: постановление администрации Красноярского района Самарской области "О закреплении земельного участка за ДП "Бородинское" ГУП УР - 65/10 ГУИН Минюста России" от 25.12.2001 N 1632, отмененное распоряжением администрации Красноярского района Самарской области "О закреплении земельного участка в постоянное пользование Дочернему ГУП "Бородинское" ГУП УР 65/10 ГУИН Минюста России, противоречат статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
По организационно-правовой форме предприятия, учреждения, исполняющие наказания, являются государственными унитарными предприятиями и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и не относятся к лицам, указанным в статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно Уставу ДГУП "Бородинское" учреждения УР 54/10 ГУИН Минюста России по Самарской области, все имущество предприятия закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
В приложении N 1 к договору пожертвования от 21 марта 2001 года, заключенного между администрацией Красноярского района и государственным учреждением УР 65/10 УИН Минюста России по Самарской области, акт приемки-передачи имущества называется "Акт наличия земельного фонда" и отражает наименования земель, включая коллективное и индивидуальное садоводство и огородничество, улицы, переулки, проезды, дороги, застроенные территории и прочие земли и не свидетельствует о передаче на каком-либо праве земельного фонда от одной стороны к другой.
По делу не представлены доказательства того, что спорный земельный участок вошел в уставный капитал Дочернего государственного предприятия "Бородинское" ГУП УР 65/10 ГУИН Минюста России и передачи имущественного комплекса МУП "Уголок Ленина" к другому собственнику, а также передачи заинтересованному лицу договора пожертвования.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о регистрации обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок не зарегистрировано.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о существующих правах на данный земельный участок.
Согласно сведениям Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Самарской области (сообщение от 28.04.2010 N 03-04/005996) ДГУП "Бородинское" ГУП УР-65/10 ГУИН Минюста России снято с налогового учета 23.03.2004, что в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому лицу.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16.11.2007 по делу N А55-12822/2007-43 принято по требованиям об оспаривании постановления главы муниципального района Красноярский, о прекращении права постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 16 308,70 га, находящегося в пользовании государственного учреждения исправительная колония N 10 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции по Самарской области
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:26:0000000:22, площадью 167 520 000 кв. м были внесены в государственный кадастр недвижимости 21.03.2003. Указанный земельный участок не являлся предметом рассмотрения по названному делу.
Из статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, и разъяснено пунктом 4 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", что обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле.
Основанием оспариваемого отказа послужило непредставление документов необходимых для государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Статья 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
У госрегистратора отсутствовали сомнения в подлинности представленных документов.
Согласно статье 20 Закона о регистрации указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества
свидетельствует об отсутствии, у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта решений, действий недействительными необходимо установить не только их несоответствие закону, но и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно требованиям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениям, сделанным в пункте 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Выводы суда первой инстанции о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 по делу N А55-14212/2010 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2010 по делу N А55 14212/2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Статья 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
...
Согласно статье 20 Закона о регистрации указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав:
...
Согласно требованиям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениям, сделанным в пункте 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-2832/11 по делу N А55-14212/2010
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9812/11
01.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11131/11
17.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11131/11
04.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2832/11
21.01.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12690/2010