Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2011 г. N Ф06-2935/11
г. Казань
03 мая 2011 г. |
Дело N А65-23813/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Сафиуллиной Л.Х., (доверенность от 16.03.2011 б/н),
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.11.2010 (судья Хабибуллин Р.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-23813/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство Правового Сопровождения" (ИНН 1650213135; ОГРН 1101650011055), г. Набережные Челны, к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ИНН 1655029010; ОГРН 1031624000320), г. Казань, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агентство Правового Сопровождения" (далее - ООО "АПС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений) о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - региональное отделение, административный орган) от 24.09.2010 N 11-10-324/пн о привлечении к административной ответственности по статье 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.11.2010 по делу N А65-23813/2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011, заявленные требования общества удовлетворены.
Региональное отделение по мотивам, изложенным в кассационной жалобе, просит отменить судебные акты обеих инстанций, считая, что совершенное обществом административное правонарушение по своему характеру, невозможности определения размера вреда и тяжести наступивших последствий не является малозначительным.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако заявитель явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие заявителя.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, прокурором г. Набережные Челны в ходе проверки исполнения закрытым акционерным обществом "Агентство Правового Сопровождения" (далее - ЗАО "АПС") законодательства в области рынка ценных бумаг установлено, что ЗАО "АПС" в нарушение требований статей 19 и 25 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), пункта 3.2.2 "Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), не представило в установленный срок в регистрирующий орган документы на государственную регистрацию выпуска акций.
По данному факту административным органом возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено постановление от 24.09.2010 N 11-10-324/пн о назначении административного наказания по статье 15.17 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 500 000 рублей.
Согласно статье 15.17 КоАП РФ нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Порядок эмиссии ценных бумаг определен статьёй 19 Закона о рынке ценных бумаг, в соответствии с которым процедура эмиссии включает в себя следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещение эмиссионных ценных бумаг, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона о рынке ценных бумаг эмитент не позднее 30 дней после завершения размещения акций обязан представить отчет об итогах выпуска акций в регистрирующий орган.
Основным документом, регулирующим процедуру эмиссии ценных бумаг, являются Стандарты, которые устанавливают формы обращения по вопросам о государственной регистрации выпусков и проспектов ценных бумаг, формы принятия решений о выпусках ценных бумаг, регламентируют этапы эмиссии, порядок принятия и утверждения решений о выпусках ценных бумаг, правила государственной регистрации выпусков и процедуру размещения ценных бумаг, порядок государственной регистрации отчетов об итогах выпусков ценных бумаг и представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска ценных бумаг.
Согласно пункту 3.2.2 Стандартов документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО "АПС" зарегистрировано 28.12.2009.
Таким образом, общество обязано представить документы на государственную регистрацию выпуска акций в региональное отделение не позднее 28.01.2010. Однако на момент выявления административного правонарушения ЗАО "АПС" документы на регистрацию выпуска ценных бумаг в региональное отделение не представило.
Размещение ценных бумаг при учреждении акционерного общества осуществляется на основании решения об учреждении акционерного общества (протокола учредительного собрания).
Следовательно, принятие решения о создании акционерного общества является также решением о размещении ценных бумаг - первым этапом процедуры эмиссии ценных бумаг. Следующими этапами процедуры эмиссии ценных бумаг являются: утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещение эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Несоблюдение процедуры эмиссии ценных бумаг является нарушением прав акционеров - владельцев акций общества. В силу статей 142-144 Гражданского кодекса Российской Федерации, акции, не зарегистрированные в порядке, установленном законом, ничтожны и не предоставляют их владельцам прав, удостоверенных ими.
Какие-либо документы, свидетельствующие о том, что ЗАО "АПС" предпринимались меры по соблюдению срока представления документов на государственную регистрацию выпуска акций, обществом не представлены.
Довод общества о том, что на момент вынесения прокурором г. Набережные Челны постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ЗАО "АПС" находилось в стадии реорганизации в ООО "АПС" суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Юридическое лицо в соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации считается прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Запись о прекращении деятельности ЗАО "АПС" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц лишь 27.09.2010.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.17 КоАП РФ.
Тем не менее, статьёй 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно, пункту 18 постановления от 02.06.2004 N 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 17 Постановления N 10, если в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности будет установлена малозначительность правонарушения, суд принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Кроме того, следует учесть принципы индивидуализации наказания и соразмерности его тяжести степени общественной опасности деяния, а также положения Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов. Поэтому в данной ситуации, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, а также принимая во внимание, что общество привлечено к ответственности за аналогичные правонарушения впервые, уставный капитал составляет 30 000 рублей, единственным участником является физическое лицо, общество осуществляло деятельность непродолжительное время (менее одного года), акции не выпускались и в обороте не находятся, применение меры наказания в виде административного штрафа в сумме 500 000 рублей носит неоправданно карательный характер.
Оценив конкретные обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения, его характер и степень общественной опасности, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что данное правонарушение не привело к существенным нарушениям охраняемых общественных правоотношений.
Довод административного органа о том, что данное правонарушение не является малозначительным, так как интересы государства в любом случае пострадали, поскольку состав правонарушения является формальным и представляет угрозу вне зависимости от наступления вредных последствий, является необоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 по делу N А65-23813/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Запись о прекращении деятельности ЗАО "АПС" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц лишь 27.09.2010.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.17 КоАП РФ.
Тем не менее, статьёй 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно, пункту 18 постановления от 02.06.2004 N 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 17 Постановления N 10, если в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности будет установлена малозначительность правонарушения, суд принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2011 г. N Ф06-2935/11 по делу N А65-23813/2010