Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 мая 2011 г. N Ф06-3041/11
г. Казань
05 мая 2011 г. |
Дело N А65-9278/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2010 (судья Горинов А.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-9278/2010
по исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, к Средневолжскому территориальному управлению Росрыболовства (ИНН: 6316121764, ОГРН: 10763160044445), г. Самара, индивидуальному предпринимателю Андрамоновой Валентине Александровне (ИНН: 160500878612, ОГРН: 304166830100045), п. Алексеевка Республики Татарстан, о признании недействительным дополнительного соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Средневолжскому территориальному управлению Росрыболовства (далее - управление Росрыболовства), индивидуальному предпринимателю Андрамоновой Валентине Александровне (далее - предприниматель) о признании недействительным дополнительного соглашения от 21.12.2007 к договору пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, между Федеральным государственным учреждением "Средневолжрыбвод" (далее - ФГУ "Средневолжрыбвод") и предпринимателем заключен договор от 08.01.2002 на отвод рыбопромыслового участка сроком на пять лет, в соответствии с которым ФГУ "Средневолжрыбвод" сдал, а предприниматель приняла в бесплатное пользование рыбопромысловый водоем, участок Куйбышевского водохранилища от н.п. Алексеевское до строящегося моста через реку Кама до участка общества с ограниченной ответственностью "Содействие Афганистана N 7", исключая участок общества с ограниченной ответственностью "Круг".
Данный договор был переоформлен договором от 16.12.2005 со сроком действия до 22.12.2007, согласно которому ФГУ "Средневолжрыбвод" предоставляет пользователю рыбопромысловый участок для промышленного рыболовства площадью 900 га., границы: Куйбышевское водохранилище от н.п. Алексеевское до моста через р. Каму до участка индивидуального предпринимателя Алексеева Н.Н., исключая участок общества с ограниченной ответственностью "Круг".
Дополнительным соглашением от 21.12.2007 указанный договор был переоформлен в связи с реорганизацией органов рыбоохраны и вступлением в силу Федерального закона от 20.12.2004 N 166 "О рыболовстве и сохранении водных биологических реестров".
Данное дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до момента заключения договора с победителем конкурса на рыбопромысловый участок.
Полагая, что в действиях управление Росрыболовства имели место признаки нарушения части 1 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление ими согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения) (далее - Закон о рыболовстве) основанием для предоставления юридическому лицу рыбопромыслового участка является, в частности, договор пользования рыбопромысловым участком, заключенный между федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и юридическим лицом.
Согласно статье 41 Закона о рыболовстве конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона о рыболовстве договор, на основании которого юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу данного Закона (до 03.01.2005), подлежит переоформлению без проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком. Льготный порядок действовал до 01.01.2008.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Земельный кодекс Российской Федерации" договор, на основании которого юридическому лицу согласно статье 39 Закона о рыболовстве был предоставлен рыбопромысловый участок, подлежит приведению в соответствии с требованиями статьи 18 этого Закона до 01.01.2008.
Пунктом 4 статьи 18 Закона о рыболовстве (в редакции, действовавшей на дату рассмотрения спора) предусмотрено, что перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Судами установлено, что договор пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 сроком действия до 22.12.2007 между ФГУ "Средневолжрыбвод" и предпринимателем заключен в порядке переоформления заключенного теми же лицами, что договор от 08.01.2002.
В период заключения дополнительных соглашений к договору от 16.12.2005 указанный перечень рыбопромысловых участков на территории Республики Татарстан отсутствовал.
Перечень рыбопромысловых участков утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Республики Татарстан от 06.03.2008 N 113/2-пр. В связи с этим проведение конкурса на право заключения договоров пользования рыбопромысловыми участками на территории Республики Татарстан не могло быть осуществлено в период заключения дополнительного соглашения от 21.12.2007 к договору от 16.12.2005, так как отсутствовал предмет конкурса.
Таким образом, в действиях управления Росрыболовства по заключению дополнительных соглашений к договору, отсутствовали признаки нарушения Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении предпринимателю рыбопромыслового участка без проведения конкурса на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
Федеральным законом от 06.12.2007 N 333-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2008 внесены изменения в Закон о рыболовстве, в частности, статьи 39-41 Закона признаны утратившими силу, а также предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 33.3 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора" утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил организаторами конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Решение о проведении конкурса принимают Федеральное агентство по рыболовству и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, с апреля 2008 года полномочия по проведению конкурса и заключению договоров переданы органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не представил доказательств наличия в действиях управления Росрыболовства нарушений, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу водных биологических ресурсов на территории Республики Татарстан.
Таким образом, в действиях управления Росрыболовства отсутствуют признаки нарушения Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении предпринимателю рыбопромыслового участка без проведения конкурса на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.06.2010 по делу N А65-4835/2010, решение и предписание управления от 29.12.2009 N 02-389/2009 признаны незаконными.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-4835/2010 имеют преюдициальное значение для рассмотрения спора.
Таким образом, судами сделан правильный вывод, что оспариваемое антимонопольным органом дополнительные соглашение от 21.12.2007 к договору пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 соответствуют требованиям закона, правовых оснований для признания его недействительным не имеется.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах, им не противоречат и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для изменения либо отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 по делу N А65-9278/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Кормаков |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 указанных Правил организаторами конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Решение о проведении конкурса принимают Федеральное агентство по рыболовству и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
...
В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не представил доказательств наличия в действиях управления Росрыболовства нарушений, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу водных биологических ресурсов на территории Республики Татарстан.
Таким образом, в действиях управления Росрыболовства отсутствуют признаки нарушения Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении предпринимателю рыбопромыслового участка без проведения конкурса на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.06.2010 по делу N А65-4835/2010, решение и предписание управления от 29.12.2009 N 02-389/2009 признаны незаконными.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-4835/2010 имеют преюдициальное значение для рассмотрения спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 мая 2011 г. N Ф06-3041/11 по делу N А65-9278/2010