г. Казань |
|
02 июля 2014 г. |
Дело N А55-18591/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.
при участии представителя:
заявителя - Кувшиновой Ю.Н. (доверенность от 11.03.2013)
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-18591/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Васильевой Светланы Геннадьевны (ИНН 631921388539, ОГРНИП 306631927000014), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица - администрации Советского района городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Васильева Светлана Геннадьевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа N 12-1/2476/12 в предоставлении заявителю земельного участка площадью 35,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Балаковская, в районе жилого дома N 8 под временный двухэтажный павильон-магазин по реализации продуктов питания, и о возложении на Министерство обязанности принять решение о предоставлении предпринимателю в аренду спорного земельного участка под временный двухэтажный павильон-магазин по реализации продуктов питания, без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что у предпринимателя отсутствует преимущественное право на заключение договора аренды по основаниям, предусмотренным пунктом 3.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок), в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только на общих основаниях путем проведения торгов. Также Министерство считает необоснованным вывод суда о наличии уважительных причин пропуска предпринимателем срока на обращение в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 24.06.2014 был объявлен перерыв до 13 ч. 55 мин. 01.07.2014. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федерального арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с актом приемочной комиссии администрации Советского района г. Самары от 09.09.1999 принят в эксплуатацию павильон-магазин, расположенный по адресу: ул. Балаковская, 8.
Между обществом с ограниченной ответственностью "АРД" и Комитетом по управлению имуществом г. Самары был заключен договор аренды от 02.11.2004 N 016767з земельного участка площадью 35,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Балаковская, в районе жилого дома N 8, под временный двухэтажный павильон-магазин по реализации продуктов питания.
Согласно сообщению Департамента управления имуществом г.о. Самара на запрос Министерства договор аренды от 02.11.2004 N 016767з, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "АРД", расторгнут в 2005 году.
В соответствии с распоряжением администрации Советского района г. Самары от 29.05.2006 N 411 испрашиваемый земельный участок под существующим временным павильоном-магазином по адресу: ул. Балаковская, в районе дома N 8, был предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Стройсервис".
Однако общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (ИНН 6319089935) своим правом на заключение договора аренды с Комитетом по управлению имуществом г.о. Самара не воспользовалось.
Также не воспользовались правом на заключение договора аренды земельного участка последующие собственники указанного павильона-магазина: общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (ИНН 6318161804) и Астраханбеев Дмитрий Игоревич, у которого предприниматель на основании договора купли-продажи от 28.06.2012 приобрела павильон-магазин, расположенный на испрашиваемом земельном участке.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
С целью приобретения спорного земельного участка в аренду предприниматель обратилась в Министерство с заявлением от 22.08.2012 N 12-1/2476/12 о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 35,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Балаковская, в районе жилого дома N 8, под временный двухэтажный павильон-магазин но реализации продуктов питания.
Письмом от 09.01.2013 N 12-1/2476/12 Министерство отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка в аренду со ссылкой на то, что согласно выписке из ЕГРП на данный земельный участок зарегистрировано право аренды общества с ограниченной ответственностью "АРД" на основании договора аренды земельного участка от 02.11.2004 N 016767з, что свидетельствует о наличии обременения земельного участка правами третьих лиц и препятствует его предоставлению в аренду.
Предприниматель, полагая, что отказ Министерства является незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок, в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1, к которому прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
При поступлении указанных документов Министерство не позднее следующего дня с даты их поступления, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в течение 14 рабочих дней, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Судами установлено, что спорный земельный участок размежеван, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0919002:5. Разрешенное использование - под временный двухэтажный павильон-магазин по реализации продуктов питания.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено предоставление земельных участков без проведения торгов в форме аукциона в случаях, в том числе, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, указанное положение Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке, преимущественного права перед другими лицами на заключение договора при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду при отсутствии ранее заключенного договора аренды.
Судебными инстанциями установлено, что предприниматель соответствует вышеперечисленным условиям, принадлежащий ей двухэтажный павильон-магазин расположен на испрашиваемом земельном участке на основании акта органа местного самоуправления, принятого до 01.07.2006, право на заключение договора аренды в отношении испрашиваемого земельного участка прежними правообладателями не реализовано, в связи с чем суды пришли к правомерному выводу о наличии у предпринимателя преимущественного права на приобретение испрашиваемого земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Ссылка Министерства на то, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц, отклонен судами, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ от 08.05.2013 общество с ограниченной ответственностью "АРД" исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
Довод Министерства о его несогласии с восстановлением судом первой инстанции предусмотренного для обжалования ненормативного акта трехмесячного срока, судебная коллегия признает необоснованным.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство предпринимателя о восстановлении пропущенного на обжалование спорного ненормативного акта срока, счел его подлежащим удовлетворению в связи с уважительностью причин пропуска срока, что относится к полномочиям суда в силу части 4 статьи 198 АПК РФ. У суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки данных выводов суда.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А55-18591/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2014 г. N Ф06-12088/13 по делу N А55-18591/2013