г. Казань |
|
03 июля 2014 г. |
Дело N А57-17938/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
при участии (при участии представителей):
заявителя - Даниленко Г.Ю., доверенность от 11.06.2014 N 03-02/605,
заинтересованного лица - Центрального банка Российской Федерации - Пастушенко Е.Н., доверенность от 02.09.2013 N 10Д-4645,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А57-17938/2013
по заявлению Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", о признании незаконными действий по списанию денежных средств с балансового счёта, с участием заинтересованных лиц: Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Саратовской области, администрации муниципального образования "Город Саратов", Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест", Общества с ограниченной ответственностью "Норд", общества с ограниченной ответственностью "Эксми", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Люксжилсервис", общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭлектроГенерирующая компания", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района", Союза товариществ собственников жилья "Прогресс", Некоммерческого партнёрства "Адвокатское бюро Юрком", индивидуального предпринимателя Мирошина Александра Константиновича,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Саратовской области (Головного расчетно-кассового центра) по списанию денежных средств с балансового счета N 40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации" (банковский счет N 40701810300003000003), открытого для обслуживания лицевых счетов неучастников бюджетного процесса - муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", в сумме 183 571 977, 26 рублей.
К участию в деле судом первой инстанции привлечены заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", Ассоциация Товариществ собственников жилья Ленинского района", ООО "Стройинвест", ООО "Норд", ООО "Эксми", ООО "Управляющая компания "Люксжилсервис", ООО "ТеплоЭлектроГенерирующая компания", ООО "Управляющая компания Ленинского района", Сорюз товариществ собственников жилья "Прогресс", Некоммерческое партнерство "Адвокатское бюро Юрком", индивидуальный предприниматель Мирошин Александр Константинович.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013 по делу N А57-17938/2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" просит отменить состоявшиеся судебные акты. Считает, что судом неправильно применена глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при этом в результате действий банка со счета были списаны средства муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, не являющихся средствами казны муниципального образования и не являющихся участниками бюджетного процесса. Для восстановления списанных банком средств этих учреждений потребуется привлечение значительных бюджетных средств.
Главное управление Банка России по Саратовской области в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Указывает, что открытый по заявлению Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" 14.11.2011 банковский счет N 40701810300003000003, предметом которого являлось обслуживание счета по учету денежных средств автономных и бюджетных муниципальных учреждений на балансовом счете 40701, был закрыт 01.10.2013 по заявлению владельца счета. Списание банком денежных средств с данного счета на основании вступившего в законную силу судебного решения соответствует пункту 12 статьи 242.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), целевой характер находящихся на счете денежных средств не отменяет обязанности банка произвести списание таких средств на основании исполнительного документа, о чем указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 N 2106/10. Считает, что действиями банка не нарушены законные права и интересы заявителя.
В судебном заседании представитель Комитета по финансам поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Главного управления ЦБ РФ по Саратовской области просит отказать в удовлетворении жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Пояснил, что при списании денежных средств со счета банк руководствовался пунктом 12 статьи 242.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, при этом под должником подразумевает муниципальное образование "Город Саратов", указанное в качестве должника в исполнительных документах.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва Территориального управления ЦБ РФ, пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
Суд первой инстанции установил, что Главным управлением ЦБ РФ по Саратовской области во исполнение вступивших в законную силу судебных актов о взыскании с муниципального образования "Городской округ Саратов" за счет казны муниципального образования списано 183 571 977,26 рублей с банковского счета N 40701810300003000003, открытого Комитету по финансам администрации городского округа Саратов, на котором учитывались денежные средства от приносящей доход деятельности муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, средства фонда обязательного медицинского страхования (балансовый счет N 40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации").
Суд пришел к выводу о том, что банк правомерно списал с данного банковского счета денежные средства во исполнение вступивших в законную силу судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства казны муниципального образования, в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 70 Закона об исполнительном производстве.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип иммунитета бюджета, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Часть 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации допускает возможность исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, если должнику открыты счета в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации. В этом случае банк обязан исполнитель требования исполнительного документа в пользу взыскателя при достаточности денежных средств на банковском счете должника.
Однако суды не учли, что установленная статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации процедура регулирует порядок взыскания денежных средств с местного бюджета только по судебным актам, предусматривающим обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений (то есть в порядке субсидиарной ответственности). При этом должником по таким судебным актам статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации подразумевает не муниципальное образование, а казенное учреждение, о чем прямо указано в части 1 статьи 242.5 Кодекса. Соответственно и часть 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает возможность взыскания присужденной суммы в порядке исполнительного производства только с банковского счета казенного учреждения. При отсутствии у казенного учреждения таких счетов либо при отсутствии на них денежных средств судебное решение о взыскании денежных средств за счет средств местного бюджета исполняется соответствующим финансовым органом муниципального образования в порядке, предусмотренном частями 1-11 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Если же судебным актом денежные средства взысканы непосредственно с публично-правового образования (не в порядке субсидиарной ответственности по долгам казенных учреждений), то есть по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), по искам о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета, такие судебные акты подлежат исполнению финансовым органом муниципального образования в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает исполнения указанных в ней судебных актов в порядке исполнительного производства.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии действий Банка России установленному главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядку, не учитывая особенностей исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет местного бюджета, определенных статьями 242.2 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судами неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены обжалованных судебных актов в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо рассмотреть спор с учетом положений статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допускающей исполнение указанных в ней судебных решений в порядке исполнительного производства, и статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, допускающей в порядке исполнительного производства исполнение судебных актов только в части денежных средства, находящихся на банковских счетах казенного учреждения, по неисполненным денежным обязательствам которого обращено взыскание в порядке субсидиарной ответственности на средства казны муниципального образования, а не на денежные средства, находящиеся на банковских счетах финансового органа муниципального образования.
Для этого необходимо установить, является ли банковский счет, с которого произведено списание, банковским счетом казенных учреждений, по неисполненным обязательствам которых обращено взыскание на средства казны муниципального образования "Город Саратов", либо нет, и разрешить спор в соответствии со статьями 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей обращения взыскания на средства местных бюджетов, установленных статьями 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу N А57-17938/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При новом рассмотрении суду необходимо рассмотреть спор с учетом положений статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допускающей исполнение указанных в ней судебных решений в порядке исполнительного производства, и статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, допускающей в порядке исполнительного производства исполнение судебных актов только в части денежных средства, находящихся на банковских счетах казенного учреждения, по неисполненным денежным обязательствам которого обращено взыскание в порядке субсидиарной ответственности на средства казны муниципального образования, а не на денежные средства, находящиеся на банковских счетах финансового органа муниципального образования.
Для этого необходимо установить, является ли банковский счет, с которого произведено списание, банковским счетом казенных учреждений, по неисполненным обязательствам которых обращено взыскание на средства казны муниципального образования "Город Саратов", либо нет, и разрешить спор в соответствии со статьями 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей обращения взыскания на средства местных бюджетов, установленных статьями 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 июля 2014 г. N Ф06-11733/13 по делу N А57-17938/2013