Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2011 г. N Ф06-3213/11
г. Казань
31 мая 2011 г. |
Дело N А65-23435/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Габдуллиной А.Г., удостоверение от 27.12.2010 N 099417/988,
ответчика (закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Казань") - Ахмедгалеева Р.Х., доверенность от 11.01.2011 N 9/2011,
в отсутствие:
ответчика (государственного бюджетного учреждения "Отдел внутренних дел по Дрожжановскому муниципальному району Республики Татарстан ") - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Казань", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 (судья Валиахметов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Радушева О.Н., Садило Г.М.)
по делу N А65-23435/2010
по исковому заявлению прокуратуры Республики Татарстан, г. Казань, к закрытому акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Казань" (ИНН 1660031631, ОГРН 1021602833141), государственному бюджетному учреждению "Отдел внутренних дел по Дрожжановскому муниципальному району", с. Старое Дрожжаное Республики Татарстан, (ИНН 1617001366, ОГРН 1021606552406), о признании недействительными пунктов 1.6, 3.2 договора поставки газа от 20.11.2009 N 1908,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Республики Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о признании недействительными пунктов 1.6 и 3.2 договора поставки газа в 2010 году организациям, финансируемым за счет бюджетных средств, от 20.11.2009 N 1908, заключенного между закрытым акционерным обществом "Татгазинвест" (далее - ЗАО "Татгазинвест") (в настоящее время закрытое акционерное общество "Газпром межрегионгаз Казань" (далее - ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань", Общество)) и государственным бюджетным учреждением "Отдел внутренних дел по Дрожжановскому муниципальному району Республики Татарстан" (далее - Учреждение, Отдел внутренних дел по Дрожжановскому району).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011, иск удовлетворен.
ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" не согласилось с названными решением и постановлением судов и обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и в удовлетворении исковых требований прокуратуры Республики Татарстан отказать, считая, что судами неправильно применены нормы материального права. Доводы Общества подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель прокуратуры Республики Татарстан в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонил и просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Учреждение надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, 20.11.2009 между ЗАО "Татгазинвест" (Поставщик) и Учреждением (Покупатель) заключен договор N 1908 поставки газа в 2010 году организациям, финансируемым за счет бюджетных средств, согласно условиям которого Поставщик обязуется поставлять в 2010 году, а Покупатель получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, в объеме 40 600 куб.м.
Согласно пункту 1.6 договора при полной выборке Покупателем лимита бюджетного обязательства и отсутствии внебюджетных средств на оплату газа Поставщик вправе в одностороннем порядке прекратить поставку газа по данному договору. Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2 договора Поставщик имеет право в одностороннем порядке приостановить исполнение своих обязательств по поставке газа (ограничить и/или полностью прекратить) в случае непредставления Покупателем обусловленного настоящим договором исполнения обязательств по оплате поставляемого газа. Под непредставлением Покупателем исполнения обязательств по оплате поставляемого газа понимается полное или частичное отсутствие платы за газ в сроки, указанные в пункте 5.4 настоящего договора. Уведомление о приостановке исполнение своих обязательств Поставщик направляет Покупателю за 24 часа до введения ограничения и/или прекращения поставки газа. Приостановка исполнения обязательств Поставщика действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для ее принятия.
Ссылаясь на ничтожность спорных пунктов договора, прокуратура Республики Татарстан обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 2 статьи 546 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Изложенная в приведенной статье норма в исключение из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (статья 310 ГК РФ) допускает возможность подобного отказа, но ограничивает такую возможность случаями, установленными не только законом, но и иными правовыми актами, к каковым относятся и Указы Президента Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" установлено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
В Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, являющийся приложением к Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2004 N 317, включено и Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Отдел внутренних дел по Дрожжановскому району входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, относится к объектам, обеспечивающим безопасность государства, и любое ограничение или прекращение подачи газа в такие объекты согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 недопустимо.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительными пункты 1.6, 3.2 спорного договора.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются кассационной инстанцией, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 по делу N А65-23435/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" установлено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
В Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, являющийся приложением к Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2004 N 317, включено и Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Отдел внутренних дел по Дрожжановскому району входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, относится к объектам, обеспечивающим безопасность государства, и любое ограничение или прекращение подачи газа в такие объекты согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 недопустимо."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2011 г. N Ф06-3213/11 по делу N А65-23435/2010