Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2011 г. N Ф06-4095/11
г. Казань
02 июня 2011 г. |
Дело N А65-21897/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Герасимовой Е.П.,
при участии представителей:
заявителя - Емельянова Н.С. (доверенность от 18.10.2010, б/н),
ответчика - Идиятуллиной И.И. (доверенность от 11.11.2010, N 22),
третьих лиц - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - Мухамадиевой Ф.М. (доверенность от 23.03.2011 N 01-09-4458);
Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - Булатова Р.Ф. (доверенность от 15.03.2011 N 13/14-29);
открытого акционерного общества "Альметьевские тепловые сети" - Шалаевой Н.В. (доверенность от 23.05.2011 N 01-01/1326), Юрченко Е.А. (доверенность от 11.02.2011 N 01-01/313), Фазлыевой Н.Ш. (доверенность от 11.01.2011 N 01-01/05),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011 (председательствующий судья Сальманова Р.Р., судьи Абдульханова Г.Ф., Мотрохин Е.Ю.)
по делу N А65-21897/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис", г. Альметьевск, к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения от 29.11.2006 N 107 "О тарифах и нормативах на услуги организации жилищно-коммунального комплекса" в части установления норматива на отопление жилых многоквартирных домов не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и недействующим; при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, муниципального учреждения "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства" Альметьевского муниципального района, государственного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан, открытого акционерного общества "Альметьевские тепловые сети",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (далее - общество) обратилось к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Совет) с заявлением о признании решения от 29.11.2006 N 107 "О тарифах и нормативах на услуги организации жилищно-коммунального комплекса" в части установления норматива на отопление жилых многоквартирных домов с изменениями от 27.02.2008 не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 и недействующим.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Совет просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает, что суд при рассмотрении дела по существу не проверил и не исследовал вопрос о наличии либо отсутствии нарушения нормативным правовым актом в оспариваемой части прав и законных интересов общества.
Отзывом на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемое решение в силе, считая его законным и обоснованным.
При проверке законности и обоснованности решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено следующее.
Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29.11.2006 N 107 "О тарифах и нормативах на услуги организации жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007 год" (с изменениями от 27.02.2008) норматив на отопление установлен в размере 0,2138 Гкал на 1 кв. м в год (приложение N 6).
Общество считает, что приложение N 6, устанавливающее норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых многоквартирных домов, с изменениями, внесенными решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 27.02.2008 N 221, не соответствующим правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и недействующим.
Спорное решение опубликовано в газете "Знамя труда" от 30.11.2006 N 309-312(10331).
На данное решение Альметьевской городской прокуратурой в адрес Совета внесен протест от 02.11.2010 поскольку установленный норматив потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых домов с центральными системами теплоснабжения является незаконным.
Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 11.11.2010 N 20 "О внесении изменения в решение Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29.11.2006 N 107 "О тарифах и нормативах на услуги организации жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007 год" внесены изменения, приложение N 6 к решению исключено. Решение опубликовано в газете "Знамя труда" от 18.11.2010 N 45(676).
Статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" предусмотрено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 182-о, суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показателям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различных конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В силу пункта 19 указанных правил при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы, установленные настоящими правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерения коллективными (общественными) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и технологическими параметрами, степени благоустройства и климатическими условиями.
Пунктом 20 Правил установления и определение нормативов потребления коммунальных услуг при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются метод аналогов, экспертный метод и расчетный метод.
Судом первой инстанции установлено, что Совет не представил расчет, обосновывающий норматив отопления 0,2138 Гкал на 1кв. м на газ за отопительный сезон, а также документы в обоснование спорного норматива.
Доводы общества о том, что оспариваемый нормативный акт не нарушает права и законные интересы заявителя, суд кассационной инстанции не принимает во внимание, так как согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации "управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а так же представления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Следовательно, общество в своем заявлении правильно указало, что применение необоснованного норматива препятствует достижению цели управляющей компании по снижению уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, согласно пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносит этой управляющей организации.
Доводы кассационной жалобы не доказывают неправильное применение судом норм материального права, а обстоятельства дела были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011 по делу N А65-21897/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 19 указанных правил при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы, установленные настоящими правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерения коллективными (общественными) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и технологическими параметрами, степени благоустройства и климатическими условиями.
Пунктом 20 Правил установления и определение нормативов потребления коммунальных услуг при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются метод аналогов, экспертный метод и расчетный метод.
...
Доводы общества о том, что оспариваемый нормативный акт не нарушает права и законные интересы заявителя, суд кассационной инстанции не принимает во внимание, так как согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации "управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а так же представления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Следовательно, общество в своем заявлении правильно указало, что применение необоснованного норматива препятствует достижению цели управляющей компании по снижению уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, согласно пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносит этой управляющей организации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2011 г. N Ф06-4095/11 по делу N А65-21897/2010
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12704/11
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12704/11
02.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4095/11
14.03.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21897/10