г. Казань |
|
09 июля 2014 г. |
Дело N А55-20366/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплёвой М.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-20366/2013
по заявлению администрации городского округа Сызрань, Самарская область, г. Сызрань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, Сызрань, пер. Кемеровский, 1, общей площадью 216,00 кв.м и обязании произвести государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Считает, что на государственную регистрацию не были представлены документы, однозначно позволяющие определить законность предоставления земельного участка под строительство спорного объекта недвижимости, что, в свою очередь, является надлежащим основанием для отказа в государственной регистрации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 15.06.2013 администрация, действующая от имени муниципального образования городской округ Сызрань, обратилась за государственной регистрацией права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пер. Кемеровский, 1, общей площадью 216,00 кв.м.
Управление Росреестра сообщением N 08/706/2013-798 отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества, на том основании, что на государственную регистрацию не был представлен документ, подтверждающий право застройщика на земельный участок на момент начала строительства.
Администрация, полагая отказ противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы муниципального образования, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все документы, предусмотренные статьями 17, 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного Закона, пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления Росреестра отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Закона о регистрации прав, для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение.
Довод Управления Росреестра о том, что спорный объект недвижимого имущества является самовольной постройкой, поскольку заявителем не представлено на регистрацию разрешение на строительство и документ, подтверждающий право на земельный участок, был отклонен судами.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
К таким документам относятся разрешение на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Между тем, поскольку строительство спорного объекта недвижимого имущества осуществлялось в период с 1999 года по 2001 год, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ к правоотношениям по созданию данного объекта не применимы.
В период строительства действовал Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, статьей 62 которого также предусматривалось получение разрешения на строительство.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, с заявлением о государственной регистрации заявителем было представлено постановление администрации г. Сызрани от 29.12.2001 N 2123, которым утвержден акт приемки законченного строительством объекта - здание АТС в пос. Новокашпирский от 27.12.2001.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 27.12.2001 строительство здания АТС производилось в соответствии с разрешением N 144 на строительство, выданным инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора 31.08.1999.
В соответствии с представленной архивной копией постановления администрации г. Сызрани от 10.03.1999 N 257 "О согласовании проектирования и строительства объектов организациям и предприятиям города" (пункт 5) муниципальному учреждению "Управление капитального строительства" согласовано проектирование здания АТС в пос. Новокашпирский.
Кроме этого, согласно данному постановлению Управлению архитектуры и градостроительства было предписано выдать паспорт земельного участка на разработку проекта здания АТС.
Из материалов дела следует, что паспорт земельного участка для проектирования и строительства был выдан Комитетом по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству. Данный паспорт земельного участка содержит акт выбора земельного участка в натуре для строительства АТС, который был согласован в установленном порядке со всеми заинтересованными службами.
При этом в соответствии со статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", действовавших в период строительства, предусмотрено, что полномочия по предоставлению земельных участков под строительство осуществляются местными администрациями.
Заказчиком строительства, здания АТС в пос. Новокашпирском г. Сызрани выступал Комитет по строительству и архитектуре администрации города Сызрани.
Как указывалось выше, 29.12.2001 принято постановление администрации города Сызрани о регистрации и утверждении акта приемки законченного строительства объекта, согласно которому объект - здание АТС в пос. Новокашпирском г. Сызрани был введен в эксплуатацию на земельном участке отведенным для строительства.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку администрацией на государственную регистрацию были предоставлены все документы, предусмотренные статьями 17, 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, в связи с чем сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2014 по делу N А55-20368/2013.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А55-20366/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что паспорт земельного участка для проектирования и строительства был выдан Комитетом по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству. Данный паспорт земельного участка содержит акт выбора земельного участка в натуре для строительства АТС, который был согласован в установленном порядке со всеми заинтересованными службами.
При этом в соответствии со статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", действовавших в период строительства, предусмотрено, что полномочия по предоставлению земельных участков под строительство осуществляются местными администрациями.
...
С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку администрацией на государственную регистрацию были предоставлены все документы, предусмотренные статьями 17, 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
...
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2014 по делу N А55-20368/2013."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июля 2014 г. N Ф06-12024/13 по делу N А55-20366/2013
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12024/13
24.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6725/13
24.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-427/14
16.12.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20366/13