г. Казань
09 июня 2011 г. |
Дело N А55-20553/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Афанасьевой О.В., доверенность от 22.11.2010, Васильевой О.А., доверенность от 31.05.2011 N 10,
ответчика - Максимова С.С., доверенность от 14.03.2011 N 04-05/562, Семкина С.Г., доверенность от 11.01.2011 N 04-05/3577,
третьего лица - Нуриевой И.Т., доверенность от 24.08.2010 N 12-21/177, Косарева А.А., доверенность от 19.07.2010 N 12-21/322,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2011 (судья - Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 (председательствующий судья - Кузнецов В.В., судьи: Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-20553/2010
по заявлению Фонда содействия образованию "Просвещение", г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары, г. Самара, о признании частично недействительным решения,
с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Фонд содействия образованию "Просвещение" (далее - Фонд, ФСО "Просвещение", заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.06.2010 N 14-15/65 с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - третье лицо, Управление) от 19.08.2010 N 03-15/21547 в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2006-2008 года в сумме 1 710 551 руб., сумму пени с учетом перерасчета, связанного с уменьшением начисленного налога на прибыль по решению Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 209 986 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011, заявленное требование удовлетворено полностью.
Инспекция и Управление, не согласившись с принятыми судебными актами, обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
До принятия решения Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 часов 15 минут 09.06.2011.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 28.05.2010 N 14-06/04742 и принято решение от 29.06.2010 N 14-15/65, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 272 054, 60 руб. и заявителю предложено уплатить налог на прибыль в общей сумме 2 020 894 руб., пени по налогу на прибыль в общей сумме 559 138,47 руб.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, решением которого от 19.08.2010 N 03-15/21547 оспариваемое решение налогового органа изменено: сумма недоимки по налогу на прибыль уменьшена на 300 743 руб. и на налоговый орган возложена обязанность произвести перерасчет штрафных санкций и пени.
Фонд, не согласившись с вынесенными налоговым органом решениями, обратился в арбитражный суд, судебными актами которого заявленные требования удовлетворены.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В обоснование доначисления налога на прибыль в сумме 1 710 551 руб. налоговый орган указывает на то, что в проверяемом периоде заявитель осуществлял выплаты работникам МОУ "Гимназия N 11", которые производились на основании приказов, принятых директором заявителя.
Указанные выплаты обозначены в приказах как материальная помощь. Основным источником формирования доходов заявителя являлись целевые поступления в виде добровольных пожертвований родителей учащихся МОУ "Гимназия N 11".
Налоговый орган, ссылаясь на данные национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-CT), указывает на то, что под материальной помощью понимают социально-экономическую услугу, состоящую в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
В организациях материальная помощь оказывается нуждающимся работникам предприятия, учреждения или другим лицам в вещественной или денежной формах. Материальная помощь может оказываться как своим работникам, так и лицам, не являющимся работниками организации. Материальная помощь выплачивается на основании приказа руководителя или заявления работника организации, подписанного руководителем. В приказе (заявлении) о выплате материальной помощи указывают причину выдачи материальной помощи (например, в связи с тяжелым материальным положением, стихийным бедствием и т.д.) и сумму материальной помощи.
Поскольку МОУ "Гимназия N 11" приказы, на основании которых произведены выплаты преподавательскому составу в 2006-2008 годах через ФСО "Просвещение" (расчеты, отчеты, заявления и др.) и документы, обосновывающие величину сумм выплат сотрудникам МОУ "Гимназия N 11", произведенные ФСО "Просвещение", предоставлены не были, бухгалтерия МОУ "Гимназия N 11" никакого отношения к выплатам, производимым сотрудникам гимназии ФСО "Просвещение" не имеет, о чем пояснила главный бухгалтер МОУ "Гимназия N 11" Хорина Е.А. (протокол допроса от 30.03.2010 N 14-20/73), налоговый орган полагает, что произведенные выплаты без обоснования причин таких выплат не могут быть классифицированы как материальная помощь и представляют собой безвозмездно преданную сумму денежных средств физическим лицам.
В представленных заявителем в обоснование выплат документах - заявках Попечительского совета МОУ "Гимназия N 11", протоколах заседаний Попечительского совета, приказах ФСО "Просвещение" на выплату материальной помощи содержится перечень сотрудников с указанием сумм выплат и ни в одном документе (заявке, приказе) не содержится оснований выплат материальной помощи (стихийные бедствия, смерть члена семьи, в связи с рождением (усыновлением) ребенка, другие причины - тяжелое материальное положение, приобретение медикаментов и т.п.), в связи с чем налоговый орган сделал вывод о том, что часть пожертвований родителей на образовательный процесс (образовательные цели) частично потрачена на финансовую помощь сотрудникам МОУ "Гимназия N 11" в отсутствие документов в подтверждение связи указанных выплат с образовательным процессом, а также с определенными показателями (результатами) деятельности сотрудников гимназии, способствующими достижению целей образовательного процесса.
Поскольку строго регламентирующих порядок тех или иных выплат не сотрудникам организации документов законодательством Российской Федерации не предусмотрено, то оформленные таким образом документы, по мнению заявителя, являются достаточными для подтверждения произведенных выплат материальной помощи (финансовой поддержки) сотрудникам МОУ "Гимназия N 11" в целях поддержания образовательного процесса в соответствии с назначением пожертвований.
В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Уставом Фонда содействия образованию "Просвещение" и его Учредительным договором среди источников формирования имущества Фонда предусмотрены, в том числе добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
В соответствии со статьей 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, их перечень является исчерпывающим.
На основании пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, денежные средства, поступившие на расчетные счета заявителя для поддержания образовательного процесса, были использованы им по назначению, что подтверждается представленными в материалы дела документами в совокупности: протоколами заседания Попечительского Совета МОУ "Гимназия N 11"; приложениями к протоколам заседания Попечительского Совета; сметами доходов и расходов; приказами о выделении материальной помощи; заявками о выделении материальной помощи для поддержания образовательного процесса; списками сотрудников; отчетами кассира; расходными кассовыми ордерами.
При этом лица, получившие материальную помощь, непосредственно связаны с осуществлением образовательного процесса, а нормы, устанавливающей исчерпывающий перечень мер социальной поддержки и регулирующей количество выплат, налоговым органом не приведено. Между тем, как обоснованно отмечено судебными инстанциями, ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-CT) такой нормой не является.
При таких обстоятельствах, судами правомерно не принята ссылка налогового органа на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2004 N 03-05-02-04/1.
Следовательно, при направлении целевых средств по назначению они не подлежат включению в состав внереализационных доходов в порядке пункта 14 статьи 250 НК РФ, а спорные выплаты являются иными расходами, не соответствующими критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса, в соответствии с пунктом 49 статьи 270 НК РФ.
Таким образом, доводы кассационных жалоб не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 по делу N А55-20553/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, денежные средства, поступившие на расчетные счета заявителя для поддержания образовательного процесса, были использованы им по назначению, что подтверждается представленными в материалы дела документами в совокупности: протоколами заседания Попечительского Совета МОУ "Гимназия N 11"; приложениями к протоколам заседания Попечительского Совета; сметами доходов и расходов; приказами о выделении материальной помощи; заявками о выделении материальной помощи для поддержания образовательного процесса; списками сотрудников; отчетами кассира; расходными кассовыми ордерами.
При этом лица, получившие материальную помощь, непосредственно связаны с осуществлением образовательного процесса, а нормы, устанавливающей исчерпывающий перечень мер социальной поддержки и регулирующей количество выплат, налоговым органом не приведено. Между тем, как обоснованно отмечено судебными инстанциями, ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-CT) такой нормой не является.
При таких обстоятельствах, судами правомерно не принята ссылка налогового органа на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2004 N 03-05-02-04/1.
Следовательно, при направлении целевых средств по назначению они не подлежат включению в состав внереализационных доходов в порядке пункта 14 статьи 250 НК РФ, а спорные выплаты являются иными расходами, не соответствующими критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса, в соответствии с пунктом 49 статьи 270 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2011 г. N Ф06-4152/11 по делу N А55-20553/2010