г. Казань
17 июня 2011 г. |
Дело N А65-16428/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - Грахова Д.Д., инженер по охране леса национального парка, доверенность от 11.01.2011 без номера,
третьего лица (садоводческого некоммерческого товарищества "Горизонт") - Конопко С.Б., доверенность от 07.06.2011 N 2/02, Самигуллина Р.Ю., доверенность от 07.06.2011 N 1/01,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан) - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2010 (судья Гасимов К.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Холодная С.Т., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-16428/2010
по заявлению Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Танаевский лес Елабужского района Республики Татарстан (ИНН 1618001016, ОГРН 1021606958075) к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань (ИНН 1659036709, ОГРН 1021603478533) о признании недействительными действий по оформлению кадастровых паспортов земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет, с участием третьих лиц: садоводческого некоммерческого товарищества "Горизонт", г. Набережные Челны (ИНН 1639034206, ОГРН 1061682045947) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань (ИНН 1655183653, ОГРН 1091690054763), Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань (ИНН 1655043430, ОГРН 1021602851753) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" (далее - заявитель, Учреждение, ФГУ "Национальный парк "Нижняя Кама") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконными действий ответчика по оформлению кадастровых паспортов земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет и о признании недействительными кадастровых планов от 30.12.2009 N 16:39:000000:561, от 18.11.2009 N 16:39:102105:235.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республики Татарстан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, садоводческое некоммерческое товарищество "Горизонт".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2010 производство по делу в части требования о признании недействительными кадастровых планов прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, суд неправомерно прекратил производство по делу в части требования о признании недействительными кадастровых планов на спорные земельные участки и неправомерно отказал в удовлетворении требования о признании незаконными действий ответчика по оформлению кадастровых паспортов земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет, поскольку с ним как смежным землепользователем местоположение границ земельных участков не согласовывалось.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
ФГУ "Национальный парк "Нижняя Кама", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчиком на государственный кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровым номером N 16:39:000000:561 площадью 190 325 кв.м. и кадастровым номером N 16:39:102105:235 площадью 48 563 кв.м., расположенные по адресу: Малошильнинское сельское поселение, снт "Горизонт", в кадастровых выписках которых категория земельных участках указана "земли сельскохозяйственного назначения"
Учреждение, посчитав, что указанные земельные участки относятся к землям особо охраняемой природной территории, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в частности, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2 части 2 статьи 27 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Прекращая производство по делу в части требования о признании недействительным кадастровых планов на спорные земельные участки на основании статьи 150 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о неподведомственности арбитражному суду спора по данному требованию, поскольку кадастровый план не относится к числу ненормативных правовых актов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в остальной части, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о том, что нарушений норм законодательства при осуществлении действий по постановке земельных участков на государственный кадастровый учет не допущено, поскольку заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию соответствовали требованиям настоящего Федерального закона и не нарушали прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения о земельных участках в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании поступивших в этот орган в установленном названным Законом порядке документов.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка приведен в статье 22 названного закона.
В силу части 2 статьи 20 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N 16:39:000000:561 и N 16:39:102105:235 проведен ответчиком на основании заявлений Андреева А.М. и межевых планов, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью "Земельное бюро". Из указанных межевых планов следует, что они изготовлены на основании кадастровых выписок о земельных участках от 06.04.2010 N 1600/301/10-134137 и от 02.04.2010 N 1600/301/10-134067. В разделе 4 межевых планов "Общие сведения об образуемых земельных участках" указано: адрес земельных участков: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское поселение. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: земли для коллективного садоводства с культурно-спортивными объектами.
Также представлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории общей площадью из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для коллективного садоводства с культурно-спортивными объектами, местоположения земельного участка: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение.
Таким образом, постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N 16:39:102105:235, N 16:39:000000:561, расположенныхо по адресу: Малошильнинское сельское поселение, снт "Горизонт", осуществлена ответчиком без нарушений требований законодательства.
Не отрицая факта непостановки на кадастровый учет земель национального парка на момент оформления ответчиком оспариваемых кадастровых паспортов, заявитель в кассационной жалобы ссылается на неправомерное применение ответчиком межевого плана при оформлении кадастровых паспортов и постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N 16:39:102105:235, N 16:39:000000:561, ввиду несогласования с ним как со смежным землепользователем местоположения границ названных земельных участков. Данные доводы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи (заинтересованные лица), в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кроме этого, согласно пункту 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, межевой план оформляется в виде одного документа. Если образование земельных участков сопровождается проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка, являющегося источником образования новых земельных участков (исходный земельный участок), то оформляются межевой план по уточнению местоположения границы исходного земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу N А65-16428/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не отрицая факта непостановки на кадастровый учет земель национального парка на момент оформления ответчиком оспариваемых кадастровых паспортов, заявитель в кассационной жалобы ссылается на неправомерное применение ответчиком межевого плана при оформлении кадастровых паспортов и постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N 16:39:102105:235, N 16:39:000000:561, ввиду несогласования с ним как со смежным землепользователем местоположения границ названных земельных участков. Данные доводы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи (заинтересованные лица), в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кроме этого, согласно пункту 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, межевой план оформляется в виде одного документа. Если образование земельных участков сопровождается проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка, являющегося источником образования новых земельных участков (исходный земельный участок), то оформляются межевой план по уточнению местоположения границы исходного земельного участка и межевой план по образованию земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июня 2011 г. N Ф06-4914/11 по делу N А65-16428/2010