г. Казань
14 июня 2011 г. |
Дело N А12-17523/2009 |
См. также Постановление ФАС ПО от 6 июля 2010 г. N А12-17523/2009
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Минеевой А.А.,
судей Александрова В.В., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2010 (судья Харченко И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 (председательствующий судья Самохвалова А.Ю., судьи: Волкова Т.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-17523/2009
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ретро", г. Волгоград (ОГРН 102340344283) к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц - администрации Волгограда, общества с ограниченной ответственностью "Альянс НЦС", г. Волгоград, индивидуального предпринимателя Бударенко Александра Ивановича, г. Волжский, Волгоградская область, об урегулировании разногласий при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ретро" (далее - ООО "Ретро", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (далее - департамент муниципального имущества, ответчик), с учетом изменения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об урегулировании разногласий, возникших по цене при заключении договора купли-продажи недвижимого имущества - встроенного нежилого помещения площадью 189,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Мира, д. 13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Волгограда, общество с ограниченной ответственностью "Альянс НЦС" (далее - ООО "Альянс НЦС"), индивидуальный предприниматель Бударенко Александр Иванович.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2010 исковое требование ООО "Ретро" удовлетворено. Пункт 1.3 договора принят в следующей редакции: "Цена продажи объекта нежилого фонда составляет 4 580 508 руб. 47 коп. (без учета НДС)". С департамента муниципального имущества в пользу ООО "Ретро" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб. и расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 65 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые по делу судебные акты отменить, исковое требование оставить без рассмотрения.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Проверив законность принятых судами первой и апелляционной инстанций решения, постановления, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения главы Волгограда от 23.06.2009 N 483-р "О комиссии по подготовке планов приватизации объектов муниципального имущества", протокола заседания комиссии от 03.07.2009 N 15, распоряжения департамента муниципального имущества от 07.07.2009 N 511р и отчета о рыночной стоимости вышеуказанного недвижимого имущества, произведенного ООО "Альянс НЦС", ответчик в порядке реализации преимущественного права истца, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ), а также Законом Волгоградской области от 16.10.2008 N 1739-ОД "Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" письмом от 07.07.2009 N 8992ук направил в адрес истца проект договора купли продажи объекта муниципального имущества, предложив выкупную стоимость имущества в размере 8 127 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Истец, не согласившись с указанной в пункте 1.3 договора ценой, в направленном в адрес ответчика письме просил определить рыночную стоимость независимым оценщиком.
Возникшие разногласия по вопросу определения рыночной стоимости выкупаемого недвижимого имущества послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 435, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, частично удовлетворил исковые требования, при этом исходил из следующего.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, и, что отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Спор между сторонами возник относительно цены передаваемого в собственность истцу объекта муниципального имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Судом установлено, что сторонами по делу представлены отчеты об оценке рыночной стоимости спорного объекта, которые по разному определили рыночную стоимость объекта оценки.
Определением суда первой инстанции от 03.06.2010 по делу была назначена экспертиза отчета недвижимого имущества - встроенного нежилого помещения площадью 189,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Мира, д. 13, которая поручена некоммерческому партнерству "Волгоградская региональная коллегия оценщиков". При проведении экспертизы в случае признания отчета недостоверным эксперту было поручено определить рыночную стоимость указанного объекта по состоянию на 03.07.2009. Указанная дата была согласована сторонами в протоколе судебного заседания от 07.12.2009 и подтверждена истцом в заседании от 11.03.2010.
Из экспертного заключения некоммерческого партнерства "Волгоградская региональная коллегия оценщиков" от 20.07.2010 N 10.06.10-11/НИ-К-Б следует, что выполненный ООО "Альянс НЦС" отчет не соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки по основаниям, изложенным в заключении эксперта. Указанные несоответствия могли повлиять на определение рыночной стоимости объекта недвижимости.
Рыночная стоимость спорного нежилого помещения определена экспертом по состоянию на 03.07.2009 в сумме 5 405 000 руб. (с учетом НДС в размере 18%), в связи с чем истец просил урегулировать спор по цене, указанной в заключении некоммерческого партнерства "Волгоградская региональная коллегия оценщиков".
В связи с тем, что судебная экспертиза опровергла достоверность оценки, выполненной ООО "Альянс НЦС", указанное экспертное заключение не оспорено ответчиком, а в проекте договора купли-продажи объекта муниципального имущества ответчиком была предложена цена без указания НДС, учитывая, что ответчик не является плательщиком НДС, а истец согласно уведомлению от 29.11.2002 N 2002/71 находится на упрощенной системе налогообложения, судами правильно установлена цена приобретаемого объекта недвижимости в размере 4 580 508 руб. 47 коп. без включения в ее стоимость суммы НДС в размере 18% (824 491 руб. 53 коп.).
Доводы ответчика, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, кроме того, они повторяют доводы апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка апелляционным судом.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 по делу N А12-17523/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Минеева |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, и, что отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Спор между сторонами возник относительно цены передаваемого в собственность истцу объекта муниципального имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
...
Из экспертного заключения некоммерческого партнерства "Волгоградская региональная коллегия оценщиков" от 20.07.2010 N 10.06.10-11/НИ-К-Б следует, что выполненный ... отчет не соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки по основаниям, изложенным в заключении эксперта. Указанные несоответствия могли повлиять на определение рыночной стоимости объекта недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 июня 2011 г. N Ф06-14004/10 по делу N А12-17523/2009