г. Казань |
|
10 июля 2014 г. |
Дело N А55-15373/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
истца - Сурковой Н.В. (доверенность от 09.01.2014 N 5), Войтовского В.И. (доверенность от 09.01.2014 N 2),
ответчика - Колесниковой М.В. (доверенность от 09.01.2014), Ушаковой Е.Н. (доверенность от 09.01.2014),
в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия Нефтегорского района "Управляющая компания", администрации муниципального района Нефтегорский,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Балашева В.Т., Туркин К.К.)
по делу N А55-15373/2013
по иску открытого акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1096377000345, ИНН 6377011053) г. Нефтегорск, к муниципальному унитарному предприятию Нефтегорского района "Управляющая компания" (ОГРН 1066377022634, ИНН 6377009093) г. Нефтегорск, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального района Нефтегорский, (ИНН 6377007917) г. Нефтегорск, о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (далее - истец, ОАО "Нефтегорская теплоэнергетическая компания") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Нефтегорского района "Управляющая компания" (далее - ответчик, МУП Нефтегорского района "Управляющая компания") о взыскании 6 466 678,37 руб. задолженности за оказанные услуги теплоснабжения в период с августа 2010 года по декабрь 2010 года (с учетом уточнения искового требования, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2013 к участию в деле привлечена Администрация муниципального района Нефтегорский в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МУП Нефтегорского района "Управляющая компания", Администрация муниципального района Нефтегорский обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 24.12.2014 и постановление апелляционного суда от 27.02.2014 отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование кассационных жалоб заявители ссылаются на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Третье лицо, участвующее в деле, в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем направления почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2014 судебное заседание по настоящему делу было отложено до 03.07.2014 на 17 часов 00 минут.
В суде кассационной инстанции заявитель жалобы - МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" ходатайствовал об уточнении требований по кассационной жалобе. Просил решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу N А55-15373/2013 отменить и направить дело на новое рассмотрение или принять по делу новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, коллегия находит, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, взаимоотношения сторон обусловлены договором от 31.12.2009 N 363/т на оказание коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
В соответствии с условиями указанного договора ОАО "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (энергоснабжающая организация) обязуется оказывать МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" (абоненту) услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению (услуги теплоснабжения) в соответствии с согласованным планом теплоснабжения, а абонент обязуется принять оказанные услуги и оплатить их согласно настоящему договору.
Пунктом 2.12 договора предусмотрена обязанность абонента ежемесячно, в срок с 20 по 25 число текущего месяца предоставить в отдел сбыта теплоснабжающей организации в письменном виде показания приборов учёта либо данные о расчётном потреблении тепловой энергии. При непредставлении данных в указанный срок теплоснабжающая организация в одностороннем порядке оформляет акт на оказание услуг теплоснабжения в соответствии с объемами, указанными в приложении N 1 к договору.
Судами установлено, что в спорный период приборы учёта количества тепловой энергии и горячей воды в обслуживаемых абонентом жилых домах отсутствуют.
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.
Как следует из оспариваемых судебных актов, согласно расчету истца, объём потребленной горячей воды за спорный период (с августа 2010 года по декабрь 2010 года) составил 79 148,41 куб.м. (рассчитан с применением норматива потребления горячей воды для населения муниципального района Нефтегорский в размере 3.3 куб.м. на одного человека, утвержденного решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области от 25.11.2009 N 460 "Об уплате гражданами помещений, коммунальных услуг в муниципальном районе Нефтегорский" и численности населения 19 166 человек.
Задолженность за оказанные услуги теплоснабжения в период с августа 2010 года по декабрь 2010 года, по мнению истца, составляет 6 466 678,37 руб.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Из положений пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), в соответствии с которыми внесены изменения в правовое регулирование отношений между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями (исполнителями услуг), связанных с приобретением коммунальных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: (1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма - с момента заключения такого договора; (2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения соответствующего договора аренды; (3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения такого договора; (4) члена жилищного кооператива - с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; (5) собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, теплоснабжение. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным актам.
Учитывая норму пункта 8 Правил N 307, суды пришли к правильному выводу о применении к отношениям сторон положений Жилищного кодекса и названных Правил.
В подпункте "б" пункта 19 Правил N 307 закреплено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учёта размер платы за холодное водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, согласно которому исчисление платы осуществляется исходя из: количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); норматива потребления холодной воды в месяц на одного человека (мi); тарифа на холодное водоснабжение (руб./мi).
Таким образом, вопрос о методе определения количества потребленного коммунального ресурса - ГВС при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение, водоотведение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством. В случае если исполнителем услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Факт поставки истцом на объекты ответчика горячей воды в спорный период сторонами не оспаривается.
Как следует из уточненного расчета задолженности, представленного истцом в материалы дела, (т. 3, л.д. 8), для определения размера платы за поставленный коммунальный ресурс, численность населения города Нефтегорск по состоянию на 01.01.2011 взята истцом из ответа Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области от 15.11.2013 N 64/996-Др на запрос суда и совпадает с ранее полученными данными из Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области отдела свободных статистических работ по Нефтегорскому району (справка от 24.07.2013 N 1/24), а также письмом Администрации городского поселения Нефтегорск от 25.01.2013 N 69.
Суды признали указанный расчет верным.
Между тем, суды не учли следующее.
Определяя размер платы за поставленный коммунальный ресурс, и, учитывая, что ответчик по настоящему делу обслуживает не все дома, находящиеся на территории города Нефтегорск, истец использовал следующую методику для определения количества граждан, проживающих в жилых домах, обслуживаемых ответчиком.
Из общей численности постоянного населения города Нефтегорск по состоянию на 01.01.2011, рассчитанной согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области от 15.11.2013 N 64/996-Др на 01.01.2011, истец вычел количество жителей, обслуживаемых истцом по прямым договорам, количество жителей по договору с АУ "Нефтегорск-сервис", а также количество жителей в домах, где отсутствует ГВС по данным ответчика.
Как усматривается из справки Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области от 15.11.2013 N 64/996-Др, оценка численности постоянного населения осуществляется один раз в год по состоянию на 1 января. Текущие оценки численности населения на начало гора рассчитываются на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляется число родившихся и прибывших на данную территорию и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.
Таким образом, истец в составленном расчете произвел начисление платы за горячее водоснабжение, исходя из самостоятельно определенного им количества граждан методом исключения, причем, применил его при расчете за весь исковой период, в результате чего определил задолженность ответчика в сумме 6 466 678,37 руб.
Однако истец нормативно не обосновал такую методику расчета.
Нормами действующего законодательства не предусмотрен примененный истцом порядок определения количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилых домах, обслуживаемых конкретной управляющей организаций, поскольку указанный метод позволяет лишь примерно определить количество граждан, проживающих в указанных домах, носит вероятностный характер, что недопустимо в целях определения размера платы за поставленный коммунальный ресурс.
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации).
На основании пункта 3 Правил регистрации местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (пункт 4 Правил регистрации).
Таким образом, истец по настоящему делу не вправе самостоятельно определять количество проживающих (зарегистрированных) в жилых домах граждан методом, не определенным действующим законодательством.
В соответствии частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ).
Между тем, суд первой инстанции, принимая судебный акт на основании расчета истца, не проверил указанный расчет на соответствие его требованиям действующего законодательства.
Не было устранено указанное нарушение и судом апелляционной инстанции.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Таким образом, учитывая, что судами не установлены все фактические обстоятельства дела, а компетенция суда кассационной инстанции ограничена вышеприведенными нормами процессуального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду надлежит установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи, предложить истцу представить расчет задолженности, основанный на достоверных данных, отвечающий требованиям относимости и допустимости, дать оценку представленным доказательствам, доводам истца и ответчика и вынести законное и обоснованное решение при правильном применении норм материального и процессуального права.
Судебные расходы по делу подлежат распределению в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу N А55-15373/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, теплоснабжение. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
...
Учитывая норму пункта 8 Правил N 307, суды пришли к правильному выводу о применении к отношениям сторон положений Жилищного кодекса и названных Правил.
...
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июля 2014 г. N Ф06-11193/13 по делу N А55-15373/2013