г. Казань
01 августа 2011 г. |
Дело N А72-9549/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Меленьтевой Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Самерхановой И.А., доверенность от 08.04.2011 б/н,
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.01.2011 (судья Прохоров А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А72-9549/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Симбирское Кольцо", г. Ульяновск (ИНН 7325085232, ОГРН 1087325009375), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительными решений, понуждении совершить определенные действия, с участием третьих лиц: мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск, Ульяновской городской Думы, г. Ульяновск, Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Симбирское Кольцо" (далее - ОАО "Симбирское Кольцо", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области) о признании недействительным решения от 01.11.2010 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 73:19:073201:180, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское Шоссе, 5-И, с категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию земель: "земли населенных пунктов" (дело N А72-9549/2010).
ОАО "Симбирское Кольцо" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области) о признании недействительным решения от 28.07.2010 N 7325/02/10-1551 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 73:19:073201:180, расположенный по адресу: г. Ульяновск Ульяновской области, ул. Московское Шоссе, 5-И, с категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию земель "земли населенных пунктов" и понуждении возобновить кадастровый учет изменений объекта недвижимости - перевода земельного участка с номером 73:19:073201:180 из существующей категории в категорию земель - "земли населенных пунктов" (дело N А72-7757/2010).
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области дела N А72-9549/2010, А72-7757/2010 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.01.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Ульяновской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области (далее - ответчики) обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить.
Заявители кассационных жалоб указали на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ОАО "Симбирское Кольцо", явившийся в судебное заседание, с доводами кассационных жалоб не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Ответчики и третьи лица о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационных жалоб.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителя ОАО "Симбирское Кольцо" и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок площадью 508 140 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, 5-И, находится в собственности ОАО "Симбирское Кольцо", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 73АУ N 000953, выданным 07.12.2009.
20 июля 2010 года общество обратилось в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 73:19:073201:180, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское Шоссе, 5-И, с категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию земель: "земли населенных пунктов".
28 июля 2010 года Управлением Росреестра по Ульяновской области принято решение N 7325/02/10-1551 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку заявителем не представлен документ, подтверждающий в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принадлежность земельного участка к определенной категории земель, и заявителю было предложено представить указанный документ.
Согласно приказу Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 15.09.2010 полномочия по кадастровому учету объектов недвижимости на территории Ульяновской области осуществляет ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области решением от 01.11.2010 N 7325/03/10-348 отказало в кадастровом учете изменения категории земельного участка по ул. Московское шоссе, 5-И, так как заявителем не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета.
Полагая, что приостановление осуществления кадастрового учета объекта недвижимости и отказ в кадастровом учете незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Симбирское кольцо" требования, суды первой и апелляционной инстанций обосновано исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в частной собственности; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
На основании части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Из положений части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Решением Ульяновской городской думы от 27.06.2007 N 83 был утвержден генеральный план города Ульяновска.
Данное решение в установленном порядке не изменено, не оспорено и не признано недействующим.
Из указанного генерального плана города Ульяновска следует, что земельный участок по ул. Московское шоссе, 5-И входит в состав земель муниципального образования "город Ульяновск" в пределах городской черты, что также подтверждается заключением Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска и письмом главы г. Ульяновска от 15.07.2010 N 4180-01 в адрес исполняющей обязанности руководителя Управления Росреестра по Ульяновской области Калининой Т.С.
При этом сведения о границах муниципального образования "город Ульяновск" с соответствующими приложениями в порядке информационного взаимодействия были направлены мэрией г. Ульяновска письмом от 15.06.2009 N 419701 в адрес Управления Росреестра по Ульяновской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что генеральный план является правовым актом - основанием для установления границ города и одновременно для перевода земель иных категорий, расположенных в черте города, в земли населенных пунктов, установив, что спорный земельный участок согласно генеральному плану входит в границы муниципального образования "город Ульяновск", пришли к обоснованному выводу, что дополнительного перевода данного земельного участка из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов" в соответствии с действующим законодательством не требуется.
Также судами обеих инстанций правильно отмечено, что действующее законодательство в таких случаях не возлагает обязанности на частное лицо - правообладателя земельного участка по предоставлению документа об изменении категории земельного участка, поскольку согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ при установлении границ населенных пунктов и последующего кадастрового учета изменений обязанность по предоставлению соответствующего правового акта в органы кадастрового учета возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, что и было сделано мэрией г. Ульяновска в рамках рассматриваемого дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что оспариваемые решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области от 01.11.2010 N 7325/03/10-348 и Управления Росреестра по Ульяновской области от 28.07.2010 N 7325/02/10-1551 ограничивают право заявителя изменить категорию принадлежащего ему земельного участка, пришли к обоснованному выводу, что ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области и Управление Росреестра по Ульяновской области нарушили права ОАО "Симбирское Кольцо" в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности, незаконно возложив на заявителя не предусмотренные законом обязанности, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителей кассационных жалоб были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
При этом доводы кассационных жалоб не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении данного дела не допущено, судебная коллегия приходит к выводу, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по делу N А72-9549/2010 оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
...
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что генеральный план является правовым актом - основанием для установления границ города и одновременно для перевода земель иных категорий, расположенных в черте города, в земли населенных пунктов, установив, что спорный земельный участок согласно генеральному плану входит в границы муниципального образования "город Ульяновск", пришли к обоснованному выводу, что дополнительного перевода данного земельного участка из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов" в соответствии с действующим законодательством не требуется.
Также судами обеих инстанций правильно отмечено, что действующее законодательство в таких случаях не возлагает обязанности на частное лицо - правообладателя земельного участка по предоставлению документа об изменении категории земельного участка, поскольку согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ при установлении границ населенных пунктов и последующего кадастрового учета изменений обязанность по предоставлению соответствующего правового акта в органы кадастрового учета возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, что и было сделано мэрией г. Ульяновска в рамках рассматриваемого дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 августа 2011 г. N Ф06-5673/11 по делу N А72-9549/2010