г. Казань
28 июля 2011 г. |
Дело N А55-13160/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Минеевой А.А., Нафиковой Р.А.,
при участии представителей:
истца - Шамилиной Е.Ю. (доверенность от 13.05.2011 N 808),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2010 (судья Дегтярев Д.А.), постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи: Романенко С.Ш., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-13160/2010
по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871) к Военному комиссариату Самарской области (ИНН 6317004911, ОГРН 1026301425578), об освобождении нежилых помещений и взыскании неосновательного обогащения, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (ИНН 6315800756, ОГРН 1046300440130), Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, (ИНН 7704252261), ООО "НМЦ Рейтинг", г. Самара, глава городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - истец, Департамент) обратился в арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением об обязании Военный комиссариат Самарской области (далее - ответчик, Военкомат) освободить нежилое помещение подвал: комнаты N 14, 16-51, 1 этаж: комнаты N 35, 36, 41-43, 45-54, 57-81, 84-108, 111-150 и, общей площадью 1376,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Елизарова, д. 28, и передать его по акту приема-передачи Департаменту управления имуществом городского округа Самара, а также освободить нежилое помещение 1 этаж: комнаты N 1-16, 18, 33-46, общей площадью 245,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Коллективный переулок, д. 2 и передать его по акту приема-передачи, взыскать неосновательное обогащение в размере 2 400 917 руб. 76 коп.
Решением от 16.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суд от 23.03.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
Обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке Департамент просит их отменить и удовлетворить исковые требования.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального права и несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела, поскольку право муниципальной собственности на спорный объект возникло до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Заявитель жалобы считает, что спорный объект недвижимого имущества является муниципальной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества, решением Малого Совета Самарского городского совета народных депутатов от 17.09.1992 N 222, а также постановлением главы администрации Самарской области от 27.04.1994 N 190.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.05.2003 Комитетом по управлению имуществом города Самары (ссудодатель) и Военным комиссариатом Кировского района г. Самары (ссудополучатель) заключен бессрочный договор N 000205Л безвозмездного временного пользования муниципальным имуществом - нежилыми помещениями общей площадью 1376,6 кв.м (подвал), комнаты N 14, 16-51; 1-й этаж: комнаты N 35, 36, 41-43, 45-54, 57-81, 84-108, 111-150 и, 154-157 в здании, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Елизарова, д. 28.
Имущество передано в пользование по акту приема-передачи.
Комитет по управлению имуществом города Самары (ссудодатель) 18.07.2005 заключен с Военным комиссариатом Волжского района Самарской области (ссудополучатель) бессрочный договор N 000324Л безвозмездного временного пользования муниципальным имуществом - нежилыми помещениями общей площадью 245,4 кв.м 1-й этаж: комнаты N 1-16, 18, 33-46 в здании, расположенном по адресу: г. Самара, Коллективный переулок, д. 2.
Имущество передано в пользование по акту приема- передачи.
Постановлением главы городского округа Самара от 29.08.2006 N 2176 Комитет по управлению имуществом г. Самара, преобразован в Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Истец 18.08.2009 в адрес Военного комиссариата Кировского и Волжского районов Самарской области заказным письмом направил уведомления о расторжении договоров и освобождении помещений.
Уведомления получены 07.09.2009.
В соответствие с пунктом 4.4 договоров, ссудополучатель обязан передать помещения по акту приема-передачи не позднее 10 дней с момента прекращения договора, то есть в срок до 19.10.2009.
Полагая, что договоры прекратили свое действие с 08.10.2009, а помещения в соответствии с условиями договоров не переданы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском к ответчику, поскольку в 2010 году была закончена реорганизация Военных комиссариатов Кировского района г. Самары и Волжского района Самарской области путем присоединения к Военному комиссариату Самарской области, который является их правопреемником.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Военным комиссариатом Кировского и Волжского районов г. Самары заключены договоры безвозмездного пользования в целях размещения административных помещений.
Правовой статус и деятельность военкоматов на момент подписания договоров безвозмездного пользования регулировались Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372 (далее - Положение), в настоящее время - Указом Президента Российский Федерации от 01.09.2007 N 1132.
Согласно пункту 2 Положения военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 18 Положения материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 4 и 8 Положения в военных комиссариатах предусмотрена военная служба, и комиссариаты непосредственно решают вопросы в области обороны Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется положениями N 1, 2, и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 имущество вооруженных сил Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (абзац 3 части11 статьи 154) имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, отнесено к федеральной собственности.
В материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимого имущества.
Таким образом, спорные помещения, занимаемые Военным комиссариатом и используемые в его деятельности, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) правомерно признаны судебными инстанциями федеральной собственностью.
Данная правовая позиция отражена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 15870/09.
Кроме того, в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Судебные инстанции, учли также что ни в постановлении Главы Администрации Самарской области от 27.04.1994 N 190, ни в перечне объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность города Самары объекты, являющиеся предметом спорных договоров, не значатся, характеристики объектов, включенных в перечень и указанных в выписках (т. 1, л. д. 20-21) не тождественны между собой.
При таких обстоятельствах, требования истца об обязании ответчика освободить занимаемые помещения, о взыскании с него неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами не подлежали удовлетворению, а обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают законность принятых по делу судебных актов, а направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суд от 23.03.2011 по делу N А55-13160/2010, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
А.А. Минеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимого имущества.
Таким образом, спорные помещения, занимаемые Военным комиссариатом и используемые в его деятельности, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) правомерно признаны судебными инстанциями федеральной собственностью.
Данная правовая позиция отражена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 15870/09.
Кроме того, в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2011 г. N Ф06-5579/11 по делу N А55-13160/2010