г. Казань
16 августа 2011 г. |
Дело N А55-19697/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Губанеевой Е.А. доверенность от 27.04.2011 N СН2-126/11,
ответчика - Дмитриенко Е.В. доверенность от 11.01.2011 N 4,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самаранефтегаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-19697/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" к Министерству природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области о признании незаконным предписания от 04.06.2010 N 2, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Кинельский склад", Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство, ответчик) от 04.06.2010 N 2 об устранении нарушения лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 ОАО "Самаранефтегаз" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований о признании недействительным предписания Министерства от 04.06.2010.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании распоряжения от 05.05.2010 N 175 руководителя Департамента финансового планирования, правового и кадрового обеспечения Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области была проведена плановая проверка соблюдения лесного законодательства, по результатам которой вынесено предписание 04.06.2010 N 2, обязывающее ОАО "Самаранефтегаз" заключить договоры аренды на лесные участки, Кинельского лесничества по всем объектам, находящимся на территории лесного фонда Кинельского лесничества, путем подачи заявления в Министерство в соответствии с Порядком подготовки заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 21, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
При этом согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования и использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты)
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов (пункт 2 статьи 45 Лесного кодекса).
В силу статьи 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Лесного кодекса полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.
Таким образом, в соответствии с требованиями Лесного кодекса заявитель, эксплуатирующий линейный объект, расположенный на лесных участках, обязан оформить свои права на участки, на которых непосредственно расположен линейный объект.
Между тем в нарушение действующего лесного законодательства ОАО "Самаранефтегаз" не представило правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены линейные объекты.
Довод заявителя жалобы о том, что Министерством не представлено доказательств нахождения объектов Общества в границах лесного фонда опровергается материалами лесоустройства (планшетом и тексационным описанием), а также свидетельствами о государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки за Российской Федерацией как на земли лесного фонда (свидетельства от 24.02.2005 серия 63-АБ 415287 и серия 63-АБ 415288).
Кроме того, в доказательство расположения Кинельского лесничества на землях лесного фонда, ответчик представил в материалы дела постановление Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области", приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435, определивший количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают.
Доказательств вывода Кинельского лесничества из состава лесного фонда в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на договоры аренды земельных участков от 31.05.2007 N 137/07-05508-010 и от 18.06.2008 N 276, заключенные с муниципальным образованием "Кинель-Черкасскиий район Самарской области, как на акты признания возникновения прав ОАО "Самаранефтегаз" на земельные участки и отнесение их к категории - земли промышленности судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в соответствии с нормами Лесного кодекса заявитель, эксплуатирующий линейный объект, расположенный на лесных участках, обязан оформить свои права на участки, на которые непосредственно расположен линейный объект.
Как обоснованно указали суды, доказательства того, что Обществом в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на участки лесного фонда для размещения линейных объектов, в том числе и трубопроводов (объекты нефтедобычи), скважин и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания, в материалы дела не представлено.
Из существа нарушения, допущенного Обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм Лесного кодекса Российской Федерации, указанных в оспариваемом предписании.
С учетом изложенного, в соответствии со статьей 65, 200 АПК РФ суды сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Лесного кодекса, вынесено уполномоченным лицом, поэтому не нашли оснований для признания его недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобе не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по делу N А55-19697/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что Министерством не представлено доказательств нахождения объектов Общества в границах лесного фонда опровергается материалами лесоустройства (планшетом и тексационным описанием), а также свидетельствами о государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки за Российской Федерацией как на земли лесного фонда (свидетельства от 24.02.2005 серия 63-АБ 415287 и серия 63-АБ 415288).
Кроме того, в доказательство расположения Кинельского лесничества на землях лесного фонда, ответчик представил в материалы дела постановление Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области", приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435, определивший количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают.
...
Ссылка заявителя жалобы на договоры аренды земельных участков от 31.05.2007 N 137/07-05508-010 и от 18.06.2008 N 276, заключенные с муниципальным образованием "Кинель-Черкасскиий район Самарской области, как на акты признания возникновения прав ОАО "Самаранефтегаз" на земельные участки и отнесение их к категории - земли промышленности судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в соответствии с нормами Лесного кодекса заявитель, эксплуатирующий линейный объект, расположенный на лесных участках, обязан оформить свои права на участки, на которые непосредственно расположен линейный объект.
...
Из существа нарушения, допущенного Обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм Лесного кодекса Российской Федерации, указанных в оспариваемом предписании.
С учетом изложенного, в соответствии со статьей 65, 200 АПК РФ суды сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Лесного кодекса, вынесено уполномоченным лицом, поэтому не нашли оснований для признания его недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2011 г. N Ф06-6485/11 по делу N А55-19697/2010
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1806/13
22.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-254/13
06.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11198/12
16.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19697/10
13.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19697/10
24.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16447/11
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16447/11
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16447/11
06.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16447/11
16.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6485/11
18.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2629/11