г. Казань
23 августа 2011 г. |
Дело N А55-21693/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Герасимовой Е.П., Гильмановой Э.Г.,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Холодная С.Т., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-21693/2010
по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области к администрации городского округа Самара о признании незаконными постановлений от 18.05.2010 N 486, 487 и протоколов открытого аукциона от 26.07.2010, при участии третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, общества с ограниченной ответственностью "Регион 63",
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными: постановления администрации городского округа Самара (далее - Администрация, ответчик) от 18.05.2010 N 486 "О принятии решения о развитии застроенной территории в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара"; постановления от 18.05.2010 N 87 "О проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара"; протокола открытого аукциона от 26.07.2010 на право заключить договор о развитии застроенной территории площадью 1,34 га. в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2011, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, полагая решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей суд не обеспечили.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 18.05.2010 администрацией городского округа Самара принято постановление N 486 "О принятии решения о развитии застроенной территории в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара".
Администрацией 18.05.2010 принято постановление N 487 "О проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара".
В соответствии с протоколом открытого аукциона от 26.07.2010 право заключить договор о развитии застроенной территории площадью 1,34 га получило ООО "Регион-63".
Считая, что указанные ненормативные правовые акты органа местного самоуправления и протокол открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Министерства и участников долевого строительства, Министерство обратились в суд с данным заявлением.
В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается на статью 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской облacти", согласно которой Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства является уполномоченным органом в сфере защиты прав обманутых дольщиков, министерство в установленном порядке ведет peecтр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области (далее - реестр). Пунктом 2 статьи 3 Закона предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, министерство принимает меры в установленном действующим законодательством порядке к прекращению прав застройщиков на земельный участок и выступает заказчиком строительства многоквартирного дома.
В соответствии с Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" министерство выступает заказчиком по объекту "Проектирование и строительство жилой застройки в городском округе Самара, квартал 789".
В рамках исполнения функций заказчика по проектированию и строительству жилой застройки в городском округе Самара, квартал 789 Министерством получены:
- Постановление Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 902 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в границах улиц Советской, Ставропольской, переулка Ташкентского, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе города Самары, для проектирования и строительства жилой застройки в городском округе Самара, квартал 789";
- Постановление Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 904 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в границах улиц Советской, Ставропольской, переулка Ташкентского, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе города Самары, для проектирования и строительства жилой застройки в городском округе Самара, квартал 789".
Главой городского округа Самара утверждены:
- Постановление от 09.10.2007 N 828 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Советской в Кировском районе города Самары, для завершения строительства жилого дома N 71";
- Постановление от 09.10.2007 N 831 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Советской в Кировском районе города Самары, для завершения строительства жилого дома N 73";
- Постановление от 09.10.2007 N 832 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Советской в Кировском районе города Самары, для завершения строительства жилого дома N 75-77".
На работы по формированию земельных участков, заказчиком строительства которых выступает заявитель, из областного бюджета было потрачено более 250 000 рублей, а также на проектные работы по площадке и отпуск инженерных мощностей более 100 000 рублей.
В связи с указанными обстоятельствами заявитель считает, что ответчиком нарушены пункт 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункт 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанции обоснованно указано, что постановления Администрации, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований, свидетельствуют об утверждении границ земельных участков, но не о предоставлении их. Министерством не представлены документы, подтверждающие предоставление ему в установленном порядке в пользование или во владение земельного участка в границах оспариваемой территории.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07. 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Частью 5 статьи 1 этого же закона установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Однако, как установлено судами, данные земельные участки на кадастровый учет не поставлены.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации." (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Пункт 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Анализ вышеназванных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляются только земельные участки, ранее не представленные в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам.
Таким образом, доводы, приведенные Министерством в обоснование своих требований, не подтверждают нарушения его прав оспариваемыми постановлениями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако, изучив оспариваемые акты органа местного самоуправления, суды наличия совокупности этих правовых условий не установили.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу.
Доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права либо несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А55-21693/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
...
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 августа 2011 г. N Ф06-6832/11 по делу N А55-21693/2010