г. Казань
29 августа 2011 г. |
Дело N А55-26063/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Гарифуллиной К.Р., Нафиковой Р.А.
при участии представителей:
истца - Сулейманова М.З. (удостоверение N 097418/689, выдано 05.04.2010),
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" в лице Самарского филиала, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2011 (судья Шаруева Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи: Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-26063/2010
по исковому заявлению заместителя прокурора Самарской области, г. Самара (ИНН 6317010714, ОГРН 1026301425380), к администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, с. Кошки, Кошкинский район Самарской области (ИНН 6374004153, ОГРН 1026303768226), Управлению финансов и экономического развития администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, с. Кошки, Кошкинский район Самарской области (ИНН 6374003872, ОГРН 1026303768116), открытому акционерному обществу "Российский сельскохозяйственный банк" в лице Самарского филиала, г. Самара (ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890) о признании размещения муниципального заказа и муниципального контракта недействительными,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Самарской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации муниципального района Кошкинский Самарской области (далее - Администрация), Управлению финансов и экономического развития администрации муниципального района Кошкинский Самарской области (далее - Управление), открытому акционерному обществу "Российский сельскохозяйственный банк" в лице Самарского филиала (далее - Банк), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным размещение муниципального заказа в форме открытого конкурса на заключение муниципального контракта на оказание банковских услуг по открытию и ведению счетов местного бюджета Администрации для осуществления расчетно-кассовых операций с наличными денежными средствами, а также текущих счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности; о признании недействительным муниципального контракта от 22.01.2010 N 124 на оказание банковских услуг по открытию и ведению счетов, заключенного между Управлением и Банком; применении последствий недействительности сделки в виде закрытия счета N 40703810313133000010 в Банке.
Исковые требования основаны на положениях статей 38.2, 161, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и мотивированы тем, что имелась возможность выполнения функции по обслуживанию счетов бюджета Кошкинского района Учреждением Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), в чье ведение входит обслуживание указанного района Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2011 принят отказ Прокурора от исковых требований в части применения последствий недействительности сделки в виде закрытия банковского счета Управлению N 40703810313133000010 в Банке. Производство по делу в указанной части прекращено. Признаны недействительными размещение муниципального заказа в форме открытого конкурса на заключение муниципального контракта на оказание банковских услуг по открытию и ведению текущего счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, проведенного Администрацией (протокол заседания конкурсной комиссии от 31.12.2009) и муниципальный контракт от 22.01.2010 N 124, заключенный между Банком и Управлением.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 решение суда от 07.04.2011 оставлено без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции исходили из доказанности факта нарушения органом муниципального образования требований статей 156, 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации при заключении договора на оказание банковских услуг по открытию и ведению текущего счета, поскольку из представленных доказательств следует, что учреждение Банка России, действующее на территории Самарской области, позволяет обслуживание бюджета муниципального района Кошкинский Самарской области.
В кассационной жалобе Банк просит судебные акты отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства, в иске отказать.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по результатам открытых конкурсов по выбору кредитной организации для заключения муниципального контракта на оказание банковских услуг по открытию и ведению текущего счета для нужд Администрации (протокол от 31.12.2009), которые признаны несостоявшимися, между единственным участником размещения услуг - Банком и Управлением заключен договор от 22.01.2010 N 124 на оказание банковских услуг по открытию и ведению счетов (приложение N 1 "Учет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности").
В рамках проведенной прокурором проверки по соблюдению муниципальным образованием бюджетного законодательства в Главное управление Банка России по Самарской области направлен запрос о наличии на территории области расчетно-кассовых центров Банка России и возможности осуществления им функций по обслуживанию счетов бюджета муниципального образования.
В ответе от 06.05.2011 N 6-1-28/604 Главным управлением Банка России по Самарской области сообщалось, что на территории муниципального района Кошкинский Самарской области отсутствуют подразделения Банка России, ближайший расчетно-кассовый центр находится в с. Сергиевск, который позволяет производить обслуживание всех клиентов, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" и пункта 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
Таким образом, прокурор обратился в суд в рамках законодательно предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 настоящего Кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным частью пятой настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Исходя из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сделанных в постановлении от 17.06.2004 N 12-П относительно понятий "соответствующая территория" и "невозможность выполнения учреждениями Банка России функций по обслуживанию счетов бюджетов", письмо Главного управления Банка России по Самарской области от 06.05.2010 N 6-1-28/6004, несмотря на подтверждение отсутствия учреждений Банка России непосредственно на территории Кошкинского района Самарской области, не содержит вывода о невозможности выполнения функций по обслуживанию счетов бюджета Кошкинского района другим учреждением Банка России, в чье ведение входит обслуживание указанного района Самарской области (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 N 3765/09).
С учетом данных обстоятельств у органов муниципального образования не имелось оснований для проведения открытого конкурса и заключения договора банковского счета с коммерческим банком.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2005 N 7322/05.
Так как в нарушение бюджетного законодательства Администрация открыла банковский (бюджетный) счет получателя местного бюджета в кредитной организации (ОАО "Россельхозбанк") и заключило с ним сделку - договор бюджетного счета, названный договор на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным, как противоречащий бюджетному законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нарушений норм материального права и требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 по делу N А55-26063/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сделанных в постановлении от 17.06.2004 N 12-П относительно понятий "соответствующая территория" и "невозможность выполнения учреждениями Банка России функций по обслуживанию счетов бюджетов", письмо Главного управления Банка России по Самарской области от 06.05.2010 N 6-1-28/6004, несмотря на подтверждение отсутствия учреждений Банка России непосредственно на территории Кошкинского района Самарской области, не содержит вывода о невозможности выполнения функций по обслуживанию счетов бюджета Кошкинского района другим учреждением Банка России, в чье ведение входит обслуживание указанного района Самарской области (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 N 3765/09).
С учетом данных обстоятельств у органов муниципального образования не имелось оснований для проведения открытого конкурса и заключения договора банковского счета с коммерческим банком.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2005 N 7322/05.
Так как в нарушение бюджетного законодательства Администрация открыла банковский (бюджетный) счет получателя местного бюджета в кредитной организации (ОАО "Россельхозбанк") и заключило с ним сделку - договор бюджетного счета, названный договор на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным, как противоречащий бюджетному законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2011 г. N Ф06-7176/11 по делу N А55-26063/2010