г. Казань
08 сентября 2011 г. |
Дело N А12-284/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
истца - Дзевенис О.В., по доверенности от 06.12.2010 N 71,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по рекламе администрации Волгограда
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи: Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-284/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Банк развития производства нефтегазодобывающего оборудования, конверсии, судостроения и строительства" г. Волгоград (ИНН 3442028061, ОГРН 1023400000018) к Комитету по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 2113444127443) о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Банк развития производства нефтегазодобывающего оборудования, конверсии, судостроения и строительства" (далее - ОАО "НОКССБАНК", общество) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда (далее - Комитет, ответчик) от 23.11.2010 N 1469 о демонтаже незаконной рекламной конструкции.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 указанное решение отменено. По делу принят новый судебный акт. Предписание Комитета от 23.11.2010 N 1469 о демонтаже незаконной рекламной конструкции признано недействительным.
Судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство о процессуальном правопреемстве путем замены Комитета на его правопреемника - Департамента по рекламе администрации Волгограда (далее - Департамент).
В кассационной жалобе Департамент просит постановление апелляционной инстанции от 12.05.2011 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 01.03.2011.
Проверив законность постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Комитетом выдано ОАО "НОКССБАНК" разрешение от 08.11.2006 N 03495р-0101-07-27 на установку рекламной конструкции - отдельно стоящей щитовой установки размером 3,0 x 6,0 м, площадью 36,0 кв.м по адресу: Красноармейский район, ул. Лазоревая, при движении из центра, на разделительном острове, в 22,5 м за пересечением с ул. Ольгинской, напротив гостиницы "Мираж". Срок выданного разрешения установлен с 01.01.07 по 31.12.11.
Между Комитетом и ОАО "НОКССБАНК" заключен договор от 26.11.2007 N 08-0453-02г/п/0495-0209-99 на предоставление владельцу рекламной конструкции за плату возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции на муниципальном имуществе.
Согласно пункту 2.1 данного договора установка и эксплуатация рекламных конструкций осуществляется на основании настоящего договора, разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 27.05.2009 по делу N 2-530/2009, вступившим в законную силу 20.11.2009, разрешение от 08.11.2006 N03495р-0101-07-27, выданное Комитетом ОАО "НОКССБАНК" на установку вышеназванной рекламной конструкции признано недействительным.
Суд обязал ОАО "НОКССБАНК" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу демонтировать рекламную конструкцию, как размещенную в нарушение требований ГОСТа 52044 - 2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".
В ходе проверки, оформленной актом от 23.11.2010 N 2253 Комитетом выявлен факт установки и эксплуатации ОАО "НОКССБАНК" вышеуказанной рекламной конструкции без договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и соответствующего разрешения.
Комитетом в адрес ОАО "НОКССБАНК" вынесено предписание от 23.11.2010 N 1469 осуществить в добровольном порядке демонтаж рекламной конструкции в пятидневный срок с момента получения предписания за счет собственных сил и средств.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Комитет правомерно вынес в отношении общества предписание о демонтаже рекламной конструкции, так как эксплуатация указанной конструкции осуществляется без соответствующего разрешения.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данное предписание подлежит признанию недействительным как не соответствующее статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) и нарушающее права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку нормами действующего законодательства в данном случае предусмотрен особый судебный порядок демонтажа рекламной конструкции.
Кассационная инстанция находит доводы суда апелляционной инстанции обоснованными в силу следующего.
Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10).
В силу части 21 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней
Если на момент установки такое разрешение было получено, но впоследствии аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек, то рекламная конструкция не может рассматриваться в качестве самовольной.
Из разъяснений Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении Президиума от 16.11.2010 N 8263/10 следует, что статья 19 Федерального закона N 38-ФЗ различает рекламные конструкции, установленные самовольно и с разрешения компетентного органа, и предусматривает для этих случаев различное регулирование.
Демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции (движимой вещи) не противоречит положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации, поскольку собственник рекламной конструкции лишается не своего имущества в виде рекламной конструкции, а места, на котором такая конструкция была самовольно установлена.
Судебный порядок демонтажа, представляющий ограничение прав собственника, предусмотрен Федеральным законом N 38-ФЗ для случаев, когда собственник недвижимого имущества, к которому присоединена самовольная рекламная конструкция, является тем публичным образованием, который в лице органа, компетентного по Федеральному закону N 38-ФЗ, ранее выдал разрешение на установку рекламной конструкции.
Толкование указанных правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В рассматриваемом случае Комитетом выдано обществу разрешение N 03495р- 0101-07-27 на установку вышеназванной рекламной конструкции. Срок выданного разрешения установлен с 01.01.07 по 31.12.11.
Между Комитетом и ОАО "НОКССБАНК" заключен договор от 26.11.2007 N 08-0453- 02г/п/0495-0209-99 на предоставление владельцу рекламной конструкции за плату возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции на муниципальном имуществе.
Однако решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 27.05.2009 по делу N 2-530/2009, указанное разрешение признано недействительным
Исходя из норм Федерального закона N 38-ФЗ, спорная рекламная конструкция не является самовольно установленной, и в отношении такой конструкции, когда ранее выданное на ее установку разрешение признано недействительным, предусмотрен судебный порядок демонтажа.
Таким образом, Комитет не вправе был выносить предписание о демонтаже спорной рекламной конструкции.
Кроме того, в отношении данной конструкции принят судебный акт, вступивший в законную силу (решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 27.05.2009 по делу N 2-530/2009), которым суд обязал ОАО "НОКССБАНК" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу демонтировать вышеназванную рекламную конструкцию.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по делу N А12-284/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента по рекламе администрации Волгограда - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 21 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней
...
Из разъяснений Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении Президиума от 16.11.2010 N 8263/10 следует, что статья 19 Федерального закона N 38-ФЗ различает рекламные конструкции, установленные самовольно и с разрешения компетентного органа, и предусматривает для этих случаев различное регулирование.
Демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции (движимой вещи) не противоречит положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации, поскольку собственник рекламной конструкции лишается не своего имущества в виде рекламной конструкции, а места, на котором такая конструкция была самовольно установлена.
Судебный порядок демонтажа, представляющий ограничение прав собственника, предусмотрен Федеральным законом N 38-ФЗ для случаев, когда собственник недвижимого имущества, к которому присоединена самовольная рекламная конструкция, является тем публичным образованием, который в лице органа, компетентного по Федеральному закону N 38-ФЗ, ранее выдал разрешение на установку рекламной конструкции.
...
Исходя из норм Федерального закона N 38-ФЗ, спорная рекламная конструкция не является самовольно установленной, и в отношении такой конструкции, когда ранее выданное на ее установку разрешение признано недействительным, предусмотрен судебный порядок демонтажа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 сентября 2011 г. N Ф06-7346/11 по делу N А12-284/2011