г. Казань
12 сентября 2011 г. |
Дело N А55-25431/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А. А.,
судей Фатхутдиновой А. Ф., Желаевой М. З.,
при участии представителей:
заявителя - Бурмистрова Ю. А. доверенность от 05.09.2011 N 112,
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011
по делу N А55-25431/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" (ОГРН 1036300441110, ИНН 6315563544) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ИНН 6317053595, ОГРН 1046300581590) о признании незаконным решения об обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц: Департамента управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315801982, ОГРН 1026300959871), муниципального предприятия городского округа Самара "Бюро реконструкции и развития" (ИНН 6317006027, ОГРН 1026301417890),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь", (далее - заявитель, ООО "Первая частная скорая помощь", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным отказа, выраженного в сообщении от 16.11.2010 г. N 01/388/2010-725, в государственной регистрации перехода права и права собственности на объект недвижимого имущества нежилое помещение, площадью 93,20 кв. м., (подвал ком. N 1 -7), кадастровый номер 63:01:0000000:0:19675/1, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, 12, и обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности на указанное недвижимое имущество.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2011 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит отменить ранее принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель общества просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами , 29.09.2010 г. заявитель и МП г.о. Самара "БРиР" обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, площадью 93,20 кв. м., (подвал ком. N 1 -7), кадастровый номер 63:01:0000000:0:19675/1, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, 12.
Сообщением от 16.11.2010 г. N 01/388/2010-725 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на указанный объект недвижимого имущества на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации") в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Отказ мотивирован тем, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие, что ООО "Первая частная скорая помощь" приобрело вышеуказанный объект одним из способов, установленных ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также документы, подтверждающие представление заявителю в соответствие с требованиями статей 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135ФЗ "О защите конкуренции" муниципальной преференции при приобретении собственность вышеуказанного нежилого помещения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ) государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Согласно пункту 3.5 Постановления Самарской городской Думы от 01.06.2001 года N 76 "Об утверждении Положения "О порядке передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям городского округа Самара" распоряжение недвижимым имуществом, в том числе путем продажи, обмена, передачи в залог, аренду, внесения в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также иными способами осуществляется предприятием с предварительного письменного согласия Департамента.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 17.06.2010 г. N 2226 "Об изъятии из оперативного управления муниципального медицинского учреждения "Городская больница N 9" Октябрьского района городского округа Самара нежилого помещения в здании литера Ч, расположенном по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, 12" из оперативного управления муниципального медицинского учреждения "Городская больница N 9" Октябрьского района городского округа Самара изъято и передано в хозяйственное ведение МП г.о. Самара "БРиР" нежилое помещение (подвал: комнаты: NN 1-7) площадью 93,20 кв.м. в здании Литера Ч, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, д. 12. 14.09.2010 г. Управлением Росреестра по Самарской области зарегистрировано право хозяйственного ведения на указанный объект недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.09.2010 г. серии 63-АЕ N 412036.
На основании договора N 007 купли-продажи объекта нежилого фонда от 27.09.2010 г. ООО "Первая частная скорая помощь" приобрело у МП "БРиР" нежилое помещение площадью 93,20 кв.м. (подвал ком. NN 1 -7), расположенное по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, 12.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу, что реализация спорного нежилого помещения путем заключения договора купли-продажи от 27.09.2010 N007 не нарушает норм действующего законодательства и соответствует уставной деятельности муниципального предприятия.
Суды установили, что договор купли-продажи имел целью отчуждение имущества покупателю ООО "Первая частная скорая помощь", при осуществлении сделки между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, отчуждение имущества произведено по рыночной цене, стоимость нежилого помещения заявителем оплачена, согласие собственника на отчуждение хозяйствующим субъектом объекта недвижимости было выражено предварительно и в письменной форме, что подтверждается письмом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 27.09.2010 г. N 15-07-04/50900.
Довод управления о том, что сделка противоречит Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 3 данного Федерального закона, согласно которому действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что передача прав владения, пользования и распоряжения в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения, должна осуществляться с согласия антимонопольного органа или с использованием публичных процедур - торгов (конкурсов, аукционов) в силу соблюдения порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, предусмотренной Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подлежит отклонению.
С учетом понятия муниципальной преференции, приведенного в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также ограниченного круга субъектов, к компетенции которых относятся полномочия по ее предоставлению, рассматриваемые правоотношения по реализации объекта недвижимости не могут быть приравнены к предоставлению муниципальной преференции.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в жалобе, сводятся по существу к переоценке собранных по делу доказательств. Между тем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки обстоятельств спора, установленных судом первой и апелляционной инстанций, так как статьей 286 АПК РФ установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по делу N А55-25431/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. А. Хайбулов |
Судья |
А. Ф. Фатхутдинова М. З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод управления о том, что сделка противоречит Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 3 данного Федерального закона, согласно которому действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что передача прав владения, пользования и распоряжения в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения, должна осуществляться с согласия антимонопольного органа или с использованием публичных процедур - торгов (конкурсов, аукционов) в силу соблюдения порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, предусмотренной Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подлежит отклонению.
С учетом понятия муниципальной преференции, приведенного в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также ограниченного круга субъектов, к компетенции которых относятся полномочия по ее предоставлению, рассматриваемые правоотношения по реализации объекта недвижимости не могут быть приравнены к предоставлению муниципальной преференции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2011 г. N Ф06-7504/11 по делу N А55-25431/2010