г. Казань
27 сентября 2011 г. |
Дело N А72-4637/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителя:
истца - Мартеля А.А. (доверенность от 01.09.2011 N 425/юр),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.03.2011 (судья Ямщикова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-4637/2010
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго", г. Ульяновск (ИНН 7327012462, ОГРН 1027301482526) к Федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", г. Димитровград (ИНН 7302014651, ОГРН 1027300538066) о взыскании 195 194 руб. 77 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - ОАО "Ульяновскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (далее - ФБУ ИК-3 УФСИН по Ульяновской области, ответчик) о взыскании 195 194 руб. 77 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию в феврале 2010 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.03.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Ульяновскэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Полагает, что основания для применения тарифа, установленного для населения, к возникшим правоотношениям отсутствуют.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между ОАО "Ульяновскэнерго" (поставщик) и ФБУ ИК-3 УФСИН по Ульяновской области (потребитель) заключен государственный контракт на энергоснабжение от 01.01.2009 N 200750ЭБ (далее - контракт), согласно которому поставщик обязуется осуществлять поставку электрической энергии, а также посредством заключения договоров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Контракт заключен на срок по 31.12.2009. В части обязательств по расчетам договор действует до полного исполнения обязательств.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с пунктом 5.2 контракта стоимость электрической энергии (мощности), поставляемой поставщиком, складывается из следующих составляющих:
- стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой по регулируемым ценам;
- стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой по нерегулируемым ценам.
Регулируемая цена (тариф) устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Ульяновской области для соответствующих групп потребителей электрической энергии в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору. Информация об изменении тарифов публикуется в средствах массовой информации без дополнительного уведомления п0отребителя. Регулируемая цена считается измененной с момента введения новых тарифов на электрическую энергию; электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым в соответствии с порядком, установленным в пунктах 109-110 Правил розничных рынков, в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (пункты 5.3, 5.5 контракта).
Приложением N 1 к контракту стороны согласовали перечень точек поставки, приборов учета и применяемых тарифов, в том числе:
прибор учета - СА4У-И672М N 427529 (А), место установки прибора учета, наименование объекта - ЩУ-0,4 кВ в здании жилой зоны N 1, группа потребителей (согласно приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее - Комитет) - потребители, приравненные к городскому населению, одноставочный тариф СН-2;
прибор учета СА4У-И672М N 883940(А), место установки прибора учета, наименование объекта - ЩУ-0,4 кВ в здании жилой зоны N 2, группа потребителей (согласно приказу Комитета) - потребители, приравненные к городскому населению, одноставочный тариф СН-2;
прибор учета - СА4У-И672М N 661245 (А), место установки прибора учета, наименование объекта - ЩУ-0,4 кВ в здании жилой зоны N 3, группа потребителей (согласно приказу Комитета) - потребители, приравненные к городскому населению, одноставочный тариф СН-2;
прибор учета - СА4У-И672М N 670116 (А), место установки прибора учета, наименование объекта - ЩУ-0,4 кВ в здании жилой зоны N 4, группа потребителей (согласно приказу Комитета) - потребители, приравненные к городскому населению, одноставочный тариф СН-2.
Согласно примечанию к приложению N 1 вышеуказанные группы потребителей установлены в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.04 N 20-Э/2.
Судами установлено, что письмом от 04.02.2010 N 26/1214 ФБУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области обратилось к истцу с просьбой заключить новый контракт на 2010 год с бюджетным сектором ФБУ ИК-3 на сумму 4 588 930 руб.
В феврале 2010 года истцом в адрес ФБУ ИК N 3 УФСИН России по Ульяновской области был направлен государственный контракт на энергоснабжение от 15.02.2010 N 200750ЭБ (далее - контракт от 15.02.2010 N 200750ЭБ).
В соответствии с контрактом от 15.02.2010 N 200750ЭБ поставщик обязуется осуществлять поставку электрической энергии, урегулировать отношения, связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а также посредством заключения договоров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (пункт 1.1 контракта).
Контракт заключен на срок по 31.12.2010, вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, сложившиеся с 01.01.2010 (пункт 10.1).
Пунктами 5.2, 5.3, 5.5 контракта от 15.02.2010 N 200750ЭБ стороны предусмотрели, что расчеты по контракту производятся по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Ульяновской области для соответствующих групп потребителей (регулируемая цена), а также по свободным ценам (нерегулируемым) ценам; регулируемая цена (тариф) электрической и энергии определяется в соответствии с приложением N 1 к контракту; информация об изменении тарифов публикуется в средствах массовой информации без дополнительного уведомления потребителя.
Регулируемая цена считается измененной с момента введения новых тарифов на электрическую энергию; электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым в соответствии с порядком, установленным разделом VII Правил розничных рынков, в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Из приложения N 1 к контракту от 15.02.2010 N 200750ЭБ "Перечень точек поставки, приборов учета и применяемых тарифов" усматриваются вышеуказанные приборы учета, включенные в приложение N 1 к контракту, однако группа потребителей указана - бюджетные потребители.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 17.03.2010 в адрес истца поступил протокол разногласий к контракту от 15.02.2010 N 200750ЭБ в части применения тарифов за поставленную электроэнергию.
В адрес ответчика 25.03.2010 было направлено письмо об отклонении протокола разногласий.
Впоследствии 30.03.2010 ответчику было направлено дополнительное соглашение к контракту от 15.02.2010 N 200750ЭБ о внесении с 01.03.2010 изменений в приложение N 1 "Перечень точек поставки, приборов учета и применяемых тарифов".
Согласно дополнительному соглашению от 01.03.2010 N 1 истец предложил: "Внести изменения в приложение N 1 "Перечень точек поставки, приборов учета и применяемых тарифов" от 15.02.2010.
1.1. Считать не действующим приложение N 1 "Перечень точек поставки, приборов учета и применяемых тарифов" от 15.02.2010.
1.2. Считать действующим приложение N 1 "Перечень точек поставки, приборов учета и применяемых тарифов" от 01.03.2010.
Данное дополнительное соглашение считать неотъемлемой частью контракта от 15.02.2010 N 200750ЭБ.
Согласно приложению от 01.03.2010 N 1 в него вошли приборы учета СА4У-И672М N427529 (А), СА4У-И672М N 883940(А), СА4У-И672М N661245 (А), СА4У-И672М N 670116 с указанием группы потребителей, тарифа, уровня напряжения - городское население, проживающее в жилых домах необорудованных стационарными электроплитами, одноставочный тариф СН-2.
Судами установлено, что на момент рассмотрения спора разногласия по контракту не урегулированы, дополнительное соглашение со стороны ФБУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области не подписано.
Приказами Комитета от 23.12.2009 N 06-269 установлены тарифы на регулируемые цены.
Тарифы на нерегулируемые цены в соответствии с вышеуказанными правилами высчитываются и доводятся до энергосбытовой компании "ОАО "Ульяновскэнерго" Администратором торговой системы. Расчет с потребителями ОАО "Ульяновскэнерго" осуществляет в соответствии с данными тарифами.
Как видно из материалов дела, истцом в адрес ответчика была выставлена счет-фактура от 28.02.2010 N ДО000005301 на оплату потребленной в феврале 2010 года электрической энергии в сумме 423 396 руб. 52 коп.
Оплата ответчиком произведена платежным поручением от 25.03.2010 N 925 в сумме 220 829 руб. 11 коп. за февраль 2010 года, платежным поручением от 11.03.2010 N 853 в сумме 349 488 руб. 00 коп. за январь 2010 года, из которых согласно пояснительной записке истца, истец зачел сумму 7372 руб. 64 коп. в счет оплаты за февраль 2010 года. Ответчик возражений в отношении произведенного истцом зачета не заявил.
Учитывая произведенный зачет, ответчик оплатил за февраль 2010 года денежные средства в общей сумме 228 201 руб. 75 коп.
Однако, согласно расчетам истца, задолженность ответчика за февраль 2010 года на момент подачи искового заявления составляла 195 194 руб. 77 коп.
Платежным поручением от 29.12.2010 N 154 ответчик перечислил истцу денежные средства в размере 955 132 руб. 21 коп.
Согласно акту сверки расчетов за отпущенную и принятую электроэнергию по состоянию на 31.12.2010 у ответчика - ФБУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области задолженность перед истцом отсутствует, имеется переплата в сумме 17 875 руб. 88 коп.
Как правомерно отмечено судами, в сумму платежа в размере 955 132 руб. 21 коп., произведенного 29.12.2010, входит и оплата задолженности по счету-фактуре от 28.02.2010 N ДО000005301 в размере 195 194 руб. 77 коп.
Не соглашаясь с заявленными требованиями, ответчик указал, что платежным поручением от 29.12.2010 N 154 он оплатил всю имеющуюся задолженность на конец финансового года, в том числе и сумму 195 194 руб. 77 коп., предъявляемую истцом по настоящему делу за февраль 2010 года.
Довод заявителя жалобы о необходимости применения при расчете стоимости потребленной в спорный период электрической энергии тарифа для группы потребителей "прочие потребители" был обоснованно отклонен судами предыдущих инстанций.
В силу пункта 2 статьи 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 540 ГК РФ договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора; если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
Между сторонами был заключен государственный контракт на энергоснабжение от 01.01.2009 N 200750ЭБ, в 2010 году истцом был направлен ответчику контракт от 15.02.2010 N 200750ЭБ.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 (в редакции от 28.11.2006) (далее - Методические указания), аналогично группе "население" производится расчет тарифов для приравненных к категории населения потребителей, в том числе, жилых зон при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе.
Согласно пункту 27 Методических указаний к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды. Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для приравненных к категории "население" потребителей, в том числе физических лиц, приобретающих электрическую энергию в целях потребления в помещениях для содержания осужденных, при условии наличия раздельного учета в указанных помещениях.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний для воинских частей, исправительно-трудовых учреждений и иных бюджетных организаций с жилыми зонами при них применяется тариф для бюджетных потребителей, входящих в группу "прочие потребители".
Поскольку солдатские казармы, летние полевые лагеря, жилые помещения военно-учебных заведений, исправительно-трудовых учреждений, лагерей и других мест компактного временного и постоянного проживания контингента, входят в состав вышеуказанных организаций и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов, то оплата потребляемой ими электроэнергии, производится по тарифной группе "прочие потребители".
Однако для жилых зон при этих организациях (жилые дома, общежития, в которых проживает обслуживающий персонал, работники, их семьи и т.д.) может быть применен тариф, установленный для группы "население", при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
Письмом Федеральной службы по тарифам от 10.09.2008 N НБ-5157/12 "О тарифах для жилых зон при исправительно-трудовых учреждениях", установлено, что для жилых зон при исправительно-трудовых учреждениях (жилые дома, общежития, в которых проживает обслуживающий персонал, работники исправительно-трудовых учреждений, их семьи и т.д.), а также для осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, которые оплачивают из собственных средств коммунальные услуги, тариф, установленный для группы "население", может быть применен при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
Учитывая, что у ответчика имеются приборы учета, установленные для учета электроэнергии, потребляемой жилыми зонами N 1-4, что подтверждается представленными в материалы дела документами, вывод судов предыдущих инстанций о необоснованном неприменении истцом при начислении ответчику платы за электроэнергию за февраль 2010 года тарифа, установленного для группы "население", судебная коллегия считает законным и обоснованным.
Довод заявителя кассационной жалобы о возможности применения тарифа, установленного для группы "население" при расчете стоимости электрической энергии, поставленной в жилые зоны N 1-4, лишь в случае предоставления ответчиком доказательств оплаты осужденными стоимости коммунально-бытовых услуг судебной коллегией отклоняется, как противоречащий статьям 99, 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что исковые требования в размере 134 391 руб. 66 коп. заявлены истцом необоснованно, а задолженность ответчика за февраль 2010 года на момент обращения истца с исковым заявлением составляла 60 803 руб. 11 коп. и погашена им в полном объеме платежным поручением от 29.12.2010 N 154, судами требования истца о взыскании с ответчика задолженности правомерно оставлены без удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 по делу N А72-4637/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 (в редакции от 28.11.2006) (далее - Методические указания), аналогично группе "население" производится расчет тарифов для приравненных к категории населения потребителей, в том числе, жилых зон при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе.
Согласно пункту 27 Методических указаний к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды. Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для приравненных к категории "население" потребителей, в том числе физических лиц, приобретающих электрическую энергию в целях потребления в помещениях для содержания осужденных, при условии наличия раздельного учета в указанных помещениях.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний для воинских частей, исправительно-трудовых учреждений и иных бюджетных организаций с жилыми зонами при них применяется тариф для бюджетных потребителей, входящих в группу "прочие потребители".
...
Довод заявителя кассационной жалобы о возможности применения тарифа, установленного для группы "население" при расчете стоимости электрической энергии, поставленной в жилые зоны N 1-4, лишь в случае предоставления ответчиком доказательств оплаты осужденными стоимости коммунально-бытовых услуг судебной коллегией отклоняется, как противоречащий статьям 99, 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2011 г. N Ф06-8148/11 по делу N А72-4637/2010