г. Казань
20 октября 2011 г. |
Дело N А49-665/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А. Ф.,
судей Муравьева С. Ю., Хайруллиной Ф. В.,
без участия представителей сторон - извещены, не явились
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Пензы
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 12.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011
по делу N А49-665/2011
по исковому заявлению Администрации г. Пензы, г. Пенза Пензенская область к обществу с ограниченной ответственностью "Ремстрой" г. Заречный, Пензенская область, о демонтаже рекламных конструкций,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Пензы, г. Пенза обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (ИНН 5838042939, ОГРН 1035804002629), г. Заречный, о демонтаже рекламных конструкций
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 12 мая 2011 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация г. Пензы просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а так же на то, что были не учтены фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для рассмотрения.
Участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Ремстрой" является арендатором нежилого помещения общей площадью 64 кв. м., расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Калинина,9. По данному адресу зарегистрировано обособленное подразделение ответчика и располагается офис общества.
На фасаде здания, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, 9, рядом с входом в офис, имеются два настенных панно с изображением актера Макарского А. на фоне гор и пластиковых окон.
Указанные панно содержат надписи РЕМСТРОЙ, ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА, НАТЯЖНЫЕ ПОТОЛКИ, СТАЛЬНЫЕ ДВЕРИ, ЖАЛЮЗИ, а также имеется указание на режим работы ответчика: понедельник -пятница с 10.00 до 18.00, суббота с 10.00 до 14.00, воскресенье: выходной, сокращенное наименование общества -ООО "Ремстрой", ИНН 5838042939, ОГРН 1035804002629 от 24 ноября 2003 г. юридический адрес: Пензенская область, г. Заречный, ул. Промышленная, стр. 3. В соответствии с выданным Администрацией г. Пензы предписанием N 545-10 от 23.08.2010 г. ответчику предписано демонтировать настенные панно в течение десяти календарных дней.
Указывая, что данное предписание выполнено частично, демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций, а именно: двух настенных панно не осуществлен, что подтверждаются актами N 99-10 и N101-10 от 08.09.2010 г., составленными в ходе проведения проверок по выявлению нарушений установки и эксплуатации рекламных конструкций, Администрация г. Пензы обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 2 названного Закона на вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера, на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным, Закон о рекламе не распространяется.
Закон о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, однако исходя из буквального содержания части 1 статьи 19 Закона о рекламе, рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения рекламы.
В силу статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
На основании части 5 названной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (части 9, 10 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязаны довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Как видно из материалов дела, панно размещены на той части здания, в котором находится помещение, арендуемые ООО "Ремстрой".
Оценив содержание панно и их месторасположение, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что такие сведения, как наименование юридического лица, фирменный логотип, режим работы, пластиковые окна на фоне гор, изображение актера Макарского А., ОГРН, ИНН, юридический адрес являются средством индивидуализации местонахождения ответчика, способом реализации обществом права на коммерческое обозначение и направлены на извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица (общества) и (или) обозначение места входа, в связи с чем рекламой не являются.. Установив, что имеющиеся на указанных панно возле входа в офис надписи ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА, НАТЯЖНЫЕ ПОТОЛКИ, СТАЛЬНЫЕ ДВЕРИ, ЖАЛЮЗИ размещены без конкретизации услуг и видов работ, их стоимости, суды пришли к выводу, что указанные надписи сами по себе носят информационный характер и не способны сформировать предпочтительный интерес приобрести товары ( работы, услуги) именно в этом обществе, в связи с чем также не могут быть квалифицированы как элемент рекламы.
Данный выввод судов не противоречит положениям Федеральных Законов от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ", а также разъяснений, изложенных в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе".
Доводы кассационной жалобы об обратном по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, а также на установление новых обстоятельств дела, что в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допустимо.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 12.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 по делу N А49-665/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
С. Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив содержание панно и их месторасположение, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что такие сведения, как наименование юридического лица, фирменный логотип, режим работы, пластиковые окна на фоне гор, изображение актера Макарского А., ОГРН, ИНН, юридический адрес являются средством индивидуализации местонахождения ответчика, способом реализации обществом права на коммерческое обозначение и направлены на извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица (общества) и (или) обозначение места входа, в связи с чем рекламой не являются.. Установив, что имеющиеся на указанных панно возле входа в офис надписи ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА, НАТЯЖНЫЕ ПОТОЛКИ, СТАЛЬНЫЕ ДВЕРИ, ЖАЛЮЗИ размещены без конкретизации услуг и видов работ, их стоимости, суды пришли к выводу, что указанные надписи сами по себе носят информационный характер и не способны сформировать предпочтительный интерес приобрести товары ( работы, услуги) именно в этом обществе, в связи с чем также не могут быть квалифицированы как элемент рекламы.
Данный выввод судов не противоречит положениям Федеральных Законов от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ", а также разъяснений, изложенных в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2011 г. N Ф06-8883/11 по делу N А49-665/2011
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1706/12
10.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1706/2012
20.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8883/11
04.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6973/11