г. Казань
21 октября 2011 г. |
Дело N А65-27590/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Гиниятуллина А.Р., доверенность от 29.04.2011,
ответчика - Махмутова М.А., доверенность от 15.09.2011 N 01/3-114-юр, Губайдуллиной Н.К, доверенность от 12.01.2011 N 01/3-71-юр,
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2011 (судья Мотрохин Е.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.),
по делу N А65-27590/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" (ИНН 1659041762, ОГРН 1031628218643) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения о предоставлении субсидий, при участии заинтересованных лиц: управления Федерального казначейства по Республики Татарстан, Министерства финансов Республики Татарстан.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М", г.Казань (далее - ЗАО "КМПЭМ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство, ответчик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признание незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и об обязании принять решение о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в размере 23 650 992 руб.
Определением от 14.02.2011 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан (далее - заинтересованные лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2011, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "КМПЭМ" просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик, полагая судебные акты судов первой и апелляционной инстанции обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 14 часов 30 минут 13.10.11 до 15 часов 15 минут 18.10.2011.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Как следует из материалов дела, 17.01.2008 заявитель заключил с открытым акционерным обществом "Альфа-Банк" соглашение о кредитовании в российских рублях N 106069 (далее - кредитное соглашение) для закупки отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки на сумму 350 млн. руб. Кредитование заемщика осуществлялось путем предоставления ему кредитов на основании заключенных между банком и заемщиком дополнительных соглашений к договору (т. 1 л.д. 79-112).
Полученные по кредитному соглашению денежные средства заявитель перечислял на расчетные счета своих поставщиков в счет оплаты сырого молока, поставляемого в рамках заключенных между сторонами договоров поставок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства (далее - Закон N264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 БК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила N 90).
В силу пункта 2 Правил N 90 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 01.01.2008 на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
Кабинет Министров Республики Татарстан своим постановлением от 08.02.2010 N 59 утвердил Порядок предоставления в 2010 году субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008 - 2010 годах на срок до 1 года (далее - Порядок N 59).
Общество 01.10.2010 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидий в размере 26 668 146 руб. с приложением предусмотренных Порядком N 59 документов, подтверждающих право на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в ОАО "Альфа Банк" (т. 1 л.д. 10-12).
Не получив в течение установленного срока ответ на вышеуказанное заявление, Общество 11.11.2010 повторно направило в адрес ответчика письмо (т. 1 л.д. 55) с просьбой исполнить возложенные на Министерство государственные функции и предоставить Обществу субсидии или обоснованный письменный отказ от их предоставления.
Не получив ответ на повторное обращение, Общество 02.12.2010 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства, которое определением.
После принятия Арбитражным судом Республики Татарстан определением от 08.12.2011 заявления общества к производству ответчик платежными поручениями от 30.12.2010 (т. 1 л.д. 121-123) расходы Общества в части затрат на уплату процентов по кредитам и займам в 2007-2010 г.г. возместил частично на сумму 5 229 603 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сделал вывод о том, что в связи с недостаточностью лимитов, выделенных на получение субсидий, выплата субсидий на указанные заявителем цели Обществу на указанную в заявлении сумму, не могла быть произведена, поэтому факт противоправного бездействия Министерства отсутствует.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, ЗАО "КМПЭМ" обратилось с апелляционной жалобой, указывая, что суд первой инстанции при рассмотрении заявления Общества и принятии оспариваемого решения не принял во внимание, что Общество просило суд признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непредставлении ответа на письма и заявления ЗАО "КМПЭМ", полагая, что заявитель имел право на получение субсидий в размере 26 668 146 руб. Однако Общество при бездействии со стороны ответчика не имело возможности реализовать данное право, так как у Общества отсутствовал положительный либо отрицательный ответ о предоставлении субсидий со стороны Министерства.
Министерство после принятия решения суда первой инстанции частично погасило субсидии в размере 10 907 099руб., что подтверждается платежными поручениями от 03.02.2011 N 927; от 19.04.2011 N 790 и 801; от 20.04.2011 N 734; от 22.04.2011 N 527 и 665; от 16.05.2011 N 646-663, 665, 667-691.
Указанные платежные поручения были приложены к отзыву на апелляционную жалобу и приобщены арбитражным апелляционным судом к материалам дела.
Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции, указал, что со стороны Министерства бездействия по вопросу выплаты субсидий ЗАО "КМПЭМ" не было, а в связи с отсутствием в законодательстве обязанности принять письменное решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидий и сообщить о нем заявителю, требование о признании незаконным бездействия Министерства, выразившееся в непредставлении ответа на письма и заявления Общества, ЗАО "КМПЭМ" в суде первой инстанции не заявлялось, и суд не имел права выйти за пределы заявленных требований.
Однако выводы судов не соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Из заявления Общества, уточненного 14.02.2011 в порядке статьи 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 124), следует, что были заявлены следующие требования:
1. Признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях,
2. Обязать Министерство принять решение о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в размере 23 650 992 руб.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при принятии решений об отказе в удовлетворении заявленных требований не приняли во внимание, что Общество дважды письменно обращалось в Министерство с просьбой принятия решения по вопросу предоставления субсидий. Министерство проигнорировало обращения Общества, не приняв какого-либо решения, а денежные средства на выплату субсидий частично стало перечислять только после принятия Арбитражным судом Республики Татарстан искового заявления к производству, при этом письменный ответ о размере, сроках выплаты субсидий либо отказ в их выплате Министерством заявителю так и не был дан.
Ссылка ответчика на то, что до внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1209 изменений, введенных в действие 17.01.2011, пункт 9 Правил N 90 и Порядок N 59 не предусматривали положения о необходимости направления уполномоченным органом (Министерством) получателям субсидий письменного уведомления о принятии заявления к рассмотрению либо об отказе в его принятии отклоняется судом кассационной инстанции как противоречащая действующему законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Частью 4 статьи 8 Закона N 149-ФЗ установлен перечень документов и информации, к которым не может быть ограничен доступ, в том числе информация о деятельности государственных органов, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
Частями 5, 6 статьи 18 Закона N 149-ФЗ предусмотрено, что запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) также прямо предусмотрено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация, либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
Часть 6 статьи 8 Закона N 149-ФЗ, как и часть 1 статьи 23 Закона N 8-ФЗ, прямо предусматривают, что бездействие государственных органов и органов местного самоуправления, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов, могут быть обжалованы в суд.
Из уточненного в порядке статьи 49 АПК РФ заявления ЗАО "КМПЭМ" (т. 1 л.д. 124) следует, что обращаясь в суд, заявитель просил признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии решения по его письменным обращениям от 01.10.2010 и от 11.11.2010, а не оспаривал размер частично выплаченных субсидий.
Общество полагает, что имело право на получение субсидий в размере 26 668 146 руб. Однако при бездействии со стороны Министерства ЗАО "КМПЭМ" не имело возможности реализовать данное право, так как у Общества отсутствовал положительный либо отрицательный ответ о предоставлении субсидий со стороны Министерства, чему не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанции, то есть фактически не рассмотрены заявленные требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Судебный акт является законным, если он вынесен в строгом соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.
Судебный акт является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
При рассмотрении настоящего дела судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не в полном объеме исследованы все фактические обстоятельства и заявленные требования и не дана им правовая оценка.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены судами без их полного и всестороннего исследования и правовой оценки, заявленные требования не рассмотрены по существу, обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции на основании части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, дело - в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное в настоящем постановлении, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела и заявленных требований, исследовать вышеуказанные обстоятельства, дать им правовую оценку, распределить между сторонами расходы по государственной пошлине, в том числе по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 по делу N А65-27590/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частями 5, 6 статьи 18 Закона N 149-ФЗ предусмотрено, что запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) также прямо предусмотрено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация, либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
Часть 6 статьи 8 Закона N 149-ФЗ, как и часть 1 статьи 23 Закона N 8-ФЗ, прямо предусматривают, что бездействие государственных органов и органов местного самоуправления, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов, могут быть обжалованы в суд."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2011 г. N Ф06-8943/11 по делу N А65-27590/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5736/12
19.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3321/12
08.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27590/10
21.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8943/11
08.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6642/11