г. Казань
24 октября 2011 г. |
Дело N А12-8891/2010 |
См. также Постановление ФАС ПО от 27 декабря 2010 г. N А12-8891/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителей:
заявителя - Ефремова В.В., директора, приказ от 13.11.2009 N 1; Винокурова А.О., доверенность от 20.03.2010,
ответчика - Рода Д.А., доверенность от 12.01.2011 N 18-Д; Мирошникова С.В., доверенность от 22.08.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто", г. Волжский Волгоградской области,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-8891/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто", г. Волжский Волгоградской области, к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский Волгоградской области, о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2011 признано незаконным решение администрации городского округа - город Волжский (далее - администрация), выраженное в письме от 29.01.2010, об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" (далее - ООО "Шеврон-Авто", общество) земельного участка для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки как не соответствующее требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал администрацию: осуществить выбор земельного участка в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; обеспечить информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении выбранного земельного участка в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; принять решение в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению ООО "Шеврон-Авто" от 20.12.2009 о выделении земельного участка, расположенного по ул. Карбышева между проезжей частью дороги и городским военным комиссариатом г. Волжского для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 отменено решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2011, по делу принят новый судебный акт об отказе ООО "Шеврон-Авто" в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО "Шеврон-Авто" просит отменить постановление арбитражного апелляционного суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В заседании суда кассационной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 часов 40 минут 17.10.2011.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованного судебного акта, находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Шеврон-Авто" обратилось к администрации с заявлением от 20.12.2009 N 17 о предоставлении земельного участка площадью приблизительно 50 000 кв. м, расположенного на ул. Карбышева между проезжей частью дороги и военным комиссариатом г. Волжского, для строительства магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей и автомойки, а также примерной схемой участка, свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет.
Письмом от 29.01.2010 администрация отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в связи с отсутствием проекта планировки данной территории
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременное его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказ администрации в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта обоснован положениями статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Градостроительного кодекса Волгоградской области от 24.11.2008 N 1786-ОД, пункта 1.2.5. Городского положения от 15.10.2009 N 480-ВГД "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Президиум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 14.09.2010 N 4224/10 отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Земельного кодекса Российской Федерации срок (пункт 2 статьи 31).
Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Согласно пункту 3 статьи 31 Кодекса органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства после определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление.
Данное положение нормы права призвано обеспечивать реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Волгоградской области установлено, что предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории не допускается.
Постановлением Волжской городской Думы от 09.10.2009 N 68/4 утверждено городское положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Пункт 1.2.5. Городского положения от 15.10.2009 N 480-ВГД "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" предусматривает, что порядок использования и застройки территории, установленный настоящими Правилами, применяется в следующих случаях:
- при формировании новых и изменении существующих земельных участков, которое осуществляется на основе документации по планировке территории г. Волжского, подготавливаемой в порядке, установленном в разделе 3 настоящих Правил;
- при изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, осуществляемом в порядке, установленном в разделе 4 настоящих Правил;
- при строительстве (реконструкции) капитальных зданий и сооружений, осуществляемом в порядке, установленном в разделе 5 настоящих Правил.
Названный пункт Правил землепользования и застройки городского округа - г. Волжский Волгоградской области не содержит каких-либо ограничений или запретов на предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта при отсутствии проекта планировки территории.
Согласно пункту 3.2.3 Правил в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения, предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории не допускалось.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 сентября 2010 г. N 20/1 в Городское Положение от 15.10.2009 N 480-ВГД "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" внесены изменения в абзац 2 пункта 3.2.3, из которого были исключены нормы, касающиеся не предоставления земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории.
Изменения опубликованы в газете "Волжский муниципальный вестник" от 12.10.2010 N 17.
В соответствии с положениями статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием, предусмотренным пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 утверждена Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, которая включена в Систему нормативных документов в строительстве.
Часть 2.3 указанной Инструкции предусматривает, что градостроительная документация о застройке территорий поселений включает в себя:
- проекты планировки частей территорий поселений;
- проекты межевания территорий;
- проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений.
Частью 1 пункта 3.2.1 Инструкции установлено, что проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений.
Доказательства наличия обстоятельств, препятствующих обеспечению выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на момент обращения общества в орган местного самоуправления, в материалы дела не представлены.
Отсутствие проекта планировки территории и соответственно проектов межевания земельного участка не может являться препятствием для выбора земельного участка, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Администрацией городского округа - г. Волжский не были осуществлены какие-либо действия, направленные на осуществление мероприятий по выбору земельного участка заявителю, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта до принятия обжалованного решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства нежилого объекта в установленном законом порядке.
Правовые основания для отказа обществу в осуществлении выбора и предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта отсутствуют.
Ответчиком не представлено доказательств невозможности формирования в дальнейшем испрашиваемого земельного участка в отсутствие документов о планировке данной территории.
Названные обстоятельства не были учтены судом апелляционной инстанции при разрешении заявленного по делу требования и судом первой инстанции при определении мер по восстановлению нарушенного права.
На основании изложенного и руководствуясь 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по делу N А12-8891/2010 отменить.
Кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2011 по делу N А12-8891/2010 изменить.
Признать незаконным решение администрации городского округа - город Волжский, выраженное в письме от 29.01.2010 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" земельного участка для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки, как несоответствующее требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В порядке восстановления нарушенного права обязать администрацию городского округа - город Волжский осуществить в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" от 20.12.2009 о выделении земельного участка, расположенного по ул. Карбышева между проезжей частью дороги и городским военным комиссариатом г. Волжского, для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки, принять соответствующее решение.
Взыскать с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" расходы по государственной пошлине по заявлению в размере 2000 рублей, по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие проекта планировки территории и соответственно проектов межевания земельного участка не может являться препятствием для выбора земельного участка, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
...
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по делу N А12-8891/2010 отменить.
...
Признать незаконным решение администрации городского округа - город Волжский, выраженное в письме от 29.01.2010 об отказе в предоставлении ... земельного участка для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки, как несоответствующее требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В порядке восстановления нарушенного права обязать администрацию городского округа - город Волжский осуществить в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка по заявлению ... от 20.12.2009 о выделении земельного участка, расположенного по ул. Карбышева между проезжей частью дороги и городским военным комиссариатом г. Волжского, для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки, принять соответствующее решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2011 г. N Ф06-9133/11 по делу N А12-8891/2010
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6956/12
28.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5094/11
07.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5094/11
24.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9133/11
24.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3809/11
27.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5094/11
07.04.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8891/10
06.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5094/11
27.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-8891/2010