г. Казань |
|
03 ноября 2011 г. |
Дело N А06-1964/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 20100 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Герасимовой Е.П., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
истца - Ращепкиной Е.Л., паспорт 12 07 164086, выдан ОУФМС по Астраханской области 21.02.2008, Хайрутдиновой Н.В., по доверенности от 09.08.2011, Вороньковой О.Г.. по доверенности от17.03.2011,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.05.2011 (судья Мирекина Е.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2011 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи: Дубровина О.А. Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-1964/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Ращепкиной Е.Л., г. Астрахань, к администрации г. Астрахани, г. Астрахань, о признании незаконными оснований для проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ращепкина Елена Львовна (далее - ИП Ращепкина Е.Л., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к администрации города Астрахани (далее - администрация, ответчик) о признании незаконными действий администрации в части проведения проверок деятельности предпринимателя 23.11.2010, 27.01.2011, 25.02.2011; отмене результатов проверок, оформленных актами от 23.11.2010 N 351, от 27.01.2011 N 45, 46, от 09.02.2011 N 106; признании незаконными оснований для проведения внеплановой проверки.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.05.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2011 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 01.11.2011.
После перерыва дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив законность решения Арбитражного суда Астраханской области от 25.05.2011 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
В соответствии с Положением об управлении транспорта и пассажирских перевозок администрации города, утвержденным постановлением мэра города от 04.08.2008 N 2830-м, Правилами организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения в г. Астрахани, утвержденным решением Совета МО "Город Астрахань" от 15.03.2005 N 49, Правилами пользования автобусами, работающими на регулярных муниципальных маршрутах г. Астрахани, утвержденных решением Совета МО "Город Астрахань" от 15.03.2005 проведена проверка соблюдения требований нормативно-правовых актов в сфере обслуживания ИП Ращепкиной Е.Л.
Проведенной специалистом администрации Сафроновым А.И. 23.11.2010 проверкой, с использованием видеокамеры, установлено, что водитель автобуса марки "ГАЗель" г/н Х 596 ЕТ 30 предпринимателя-перевозчика Ращепкиной Е.Л., следуя по маршруту, осуществил посадку пассажиров вне остановочного пункта с проезжей части дороги на пересечении улиц К.Маркса - Аристова, данное нарушение квалифицировано как нарушение утвержденной схемы движения и требований безопасности пассажирских перевозок.
По данному факту составлен акт от 23.11.2010 N 351, в адрес предпринимателя направлено уведомление о необходимости явки в управление для ознакомления с составленным актом и дачи объяснений до 07.12.2010. Согласно ответу ОСП Астраханский почтамт, данное почтовое отправление вручено Ращепкиной Е.Л. 10.12.2010.
Главным специалистом Сафроновым А.И. составлен протокол от 10.12.2010 об административном правонарушении в отношении ИП Ращепкиной Е.Л. о нарушении части 1 статьи 21 Закона Астраханской области "Об административных правонарушениях".
Главным специалистом отдела управления транспорта и пассажирских перевозок администрации Жупиковым А.В. 09.02.2011 в период с 10.50 по 11.30 часов проведена проверка соблюдения нормативно-правовых актов в сфере обслуживания населения г. Астрахани пассажирским транспортом.
Проверкой установлен факт осуществления водителем транспортного средства с г/н К 941 КЕ 30, принадлежащего ИП Ращепкиной Е.Л. посадки пассажиров вне остановочного пункта по ул. Б.Алексеева, квалифицированное как нарушение утвержденной схемы движения по маршруту N 73.
Проверяющим составлен акт от 09.02.2011 N 106, в адрес предпринимателя направлено уведомление о необходимости явки в управление для ознакомления с составленным актом и дачи объяснений до 25.02.2011.
Представитель по доверенности Пьянов Н.В. и водитель Абдрахманов Р.Н. ознакомлены с актом 25.01.2011, о чем имеется запись в акте N 106.
Главным специалистом Жупиковым А.В. 25.02.2011 составлен протокол об административном правонарушении в отношении водителя Абдрахманова Р.Н., состоящего в трудовых отношениях с ИП Ращепкиной Е.Л., о нарушении части 1 статьи 21 Закона Астраханской области "Об административных правонарушениях".
Главным специалистом отдела управления транспорта и пассажирских перевозок администрации Жупиковым А.В. 27.01.2011 в период с 14.30 по 15.10 часов проведена проверка соблюдения нормативно-правовых актов в сфере обслуживания населения г. Астрахани пассажирским транспортом.
Проведенной проверкой с использованием видеокамеры SONY DCR-SR-88, установлено, что водитель автобуса марки "ГАЗель" Е 402 ВТ 30 предпринимателя-перевозчика Ращепкиной Е.Л., следуя по маршруту N 73 в 14.32 часов произвел высадку пассажиров вне остановочного пункта по ул. Б. Алексеева (около жилого дома по адресу ул. Куликова, д. 63), в 15.01 часов водитель автобуса марки "ГАЗель" К 941 КЕ 30 произвел посадку пассажиров вне остановочного пункта по ул. Б. Алексеева, что было квалифицировано как нарушение утвержденной схемы движения по маршруту.
По фактам выявленного нарушения, в помещении управления транспорта и пассажирских перевозок администрации 27.01.2011 проверяющим составлены акты N 45, 46, в адрес предпринимателя направлено уведомление о необходимости явки в управление для ознакомления с составленными актами и дачи объяснений до 11.02.2011. Доказательств получения указанных уведомлений в материалы дела не представлены.
Главным специалистом Жупиковым А.В. составлены протоколы от 14.02.2011 б/н об административных правонарушениях в отношении ИП Ращепкиной Е.Л. о нарушении части 1 статьи 21 Закона Астраханской области "Об административных правонарушениях".
ИП Ращепкина Е.Л. полагая, что администрацией при проведении проверок нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к убеждению, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении администрацией положений Федерального закона N 294-ФЗ при проведении проверок является необоснованными.
Федеральный закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно пункту 6 статьи 2 названного закона под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным правовыми актами.
В рассматриваемом случае проверялось соблюдение положений Закона "Об административных правонарушениях" на предмет соблюдения выполнения правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения, а не осуществлялся контроль за экономической деятельностью предпринимателя.
Администрация, координируя и контролируя деятельность субъектов всех форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки на территории города Астрахани, осуществляет дорожную, перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
Проведение контрольных мероприятий и составление по их результатам актов и предписаний не нарушает права и законные интересы предпринимателя в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку направлено на обеспечение безопасности дорожного движения.
В целях создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, администрация города уполномочена на проведение проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории города Астрахани пассажирские перевозки автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам, на предмет соответствия выполняемых пассажирских перевозок требованиям действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Администрация в целях решения вопросов безопасности дорожного движения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, фактически осуществляет муниципальный контроль.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерации или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
Оспариваемые акты не являются правовыми документами, подлежащими оспариванию в административном порядке. Данные акты могут являться, лишь в совокупности с протоколами об административном правонарушении, предметом доказательств которым суд может дать правовую оценку, но не предметом самостоятельного рассмотрения.
В соответствии с положениями статей 65, 198, 200 АПК РФ заявитель должен доказать, что его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены, на него незаконно возлагаются какие-либо обязанности, создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае предпринимателем не представлено доказательств нарушения своих прав и законных интересов оспариваемыми актами.
Таким образом, проводимые сотрудниками администрации проверки вытекают из правоотношений административно-правового характера, и не затрагивают права и интересы предпринимателей в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.05.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2011 по делу N А06-1964/2011 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 2 названного закона под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным правовыми актами.
...
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
...
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерации или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 ноября 2011 г. N Ф06-9474/11 по делу N А06-1964/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16114/11
29.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16114/11
03.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9474/11
09.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5272/11