г. Казань |
|
17 ноября 2011 г. |
Дело N А55-3381/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Меленьтевой Р.Р., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие извещенных сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011 (судья Холодкова Ю.Е.)
по делу N А55-3381/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Треал", г. Самара (ИНН 6316156502, ОГРН 1106316009580), общества с ограниченной ответственностью "УРОЖАЙ", г. Самара (ИНН 6316004718, ОГРН 1026301168959) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Министерства экономического развития Российской Федерации, г. Москва, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконными бездействий и понуждении предоставить в собственность за выкуп земельный участок путем подготовки и направления проекта договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Треал" (далее - ООО "Треал") и общество с ограниченной ответственностью "УРОЖАЙ" (далее - ООО "УРОЖАЙ") обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Росимущество) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), выражающееся в нарушении сроков рассмотрения обращения собственника нежилых зданий: литера ВВ1, площадью 453,90 кв. м, условный номер объекта: 63:01:000000:0000(0)//1:4105320:ВВ1//0001:06:0637:006:0:0, и литера А, площадью 48,60 кв. м, условный номер объекта: 63:01:000000:0000(0)//1:4105310:А//0001:06:0637:006:0:0, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, квартал 318, ул. Московская, д. 6, и сроков принятия решения о предоставлении собственнику здания образованного земельного участка площадью 1441 кв. м, кадастровый номер 63:01:0523002:531, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Московская, д. 6, в порядке приватизации по исключительному праву в соответствии со статьей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации и понуждении Росимущества и ТУ Росимущества в Самарской области предоставить в собственность ООО "Треал" за выкуп земельный участок площадью 1441 кв. м, кадастровый номер 63:01:0523002:531, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Московская, д. 6, путем подготовки и направления в десятидневный срок проекта договора купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011 заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения обращения собственника нежилых зданий: литера ВВ1, площадью 453,90 кв. м, и литера А, площадью 48,60 кв. м, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Московская, д. 6, и в нарушении сроков принятия решения о предоставлении собственнику зданий в собственность образованного земельного участка площадью 1441 кв. м, кадастровый номер 63:01:0523002:531, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Московская, д. 6, и на ТУ Росимущества в Самарской области возложена обязанность по вступлении данного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "Треал" земельного участка площадью 1441 кв. м, кадастровый номер 63:01:0523002:531, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Московская, д. 6, и направления в адрес ООО "Треал" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность. В остальной части заявленных требований отказано.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Самарской области была возвращена заявителю апелляционной жалобы в связи с пропуском процессуального срока на обжалование решения Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011 в апелляционном порядке.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения Арбитражным судом Самарской области норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "УРОЖАЙ" являлось собственником объектов недвижимого имущества - нежилого здания, литера ВВ1, и нежилого здания, литера А, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Московская, д. 6, на основании договора купли-продажи от 26.04.1994, о чем 24.04.2000 сделаны записи регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данные объекты были расположены на смежных земельных участках площадью 643,90 кв. м, кадастровый номер 63:01:0523002:529, и площадью 96 кв. м, кадастровый номер 63:01:0523002:3, которые прилегают к земельному участку площадью 701,10 кв. м, кадастровый номер 63:01:0523002:530, и используемому ООО "УРОЖАЙ" для эксплуатации вышеуказанных объектов недвижимого имущества.
Земельные участки площадью 643,90 кв. м, кадастровый номер 63:01:0523002:529, площадью 96 кв. м, кадастровый номер 63:01:0523002:3, и площадью 701,10 кв. м, кадастровый номер 63:01:0523002:530, находились в федеральной собственности.
ООО "УРОЖАЙ" на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось с письмами от 16.11.2010, 16.11.2010, 24.09.2010 в ТУ Росимущества в Самарской области об объединении данных земельных участков в один и последующем предоставлении объединенного земельного участка в собственность ООО "УРОЖАЙ" за выкуп.
К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
02 октября 2010 года ООО "Треал" приобрело по договору купли-продажи N 1/10 у ООО "УРОЖАЙ" объекты недвижимого имущества - нежилое здание, литера ВВ1, и нежилое здание, литера А, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Московская, д. 6, о чем 17.11.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
При этом 30.08.2010 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Самарской области на основании заявления ТУ Росимущества в Самарской области от 30.07.2010 было принято решение об объединении вышеуказанных земельных участков в один земельный участок общей площадью 1441 кв. м с присвоением кадастрового номера 63:01:0523002:531, о чем внесены изменения в государственный кадастр недвижимости.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 13.12.2010 направило в адрес Росимущества заявления ООО "УРОЖАЙ" со всеми приложенными к ним документами для рассмотрения и направления поручения об объединении земельных участков и последующем предоставлении земельного участка в собственность ООО "УРОЖАЙ".
ООО "Треал", являясь новым собственником недвижимого имущества, 14.02.2011 обратилось в адрес ТУ Росимущества в Самарской области с просьбой принять решение по ранее поданному ООО "УРОЖАЙ" заявлению.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 28.02.2011 N 24/96 сообщило ООО "Треал" о том, что до настоящего времени соответствующего поручения либо мотивированного отказа по заявлениям ООО "УРОЖАЙ" от Росимущества не поступило, а ТУ Росимущества в Самарской области в соответствии со своей компетенцией не вправе самостоятельно принимать решения об образовании земельных участков и предоставлении земельных участков в собственность, в связи с чем не может направить такое решение либо мотивированный отказ в адрес ООО "Треал".
ООО "УРОЖАЙ" и ООО "Треал", посчитав бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в неисполнении в установленный законом срок обязанности по принятию решения по заявлениям о предоставлении земельного участка, расположенного под объектами недвижимого имущества, в собственность, незаконным и необоснованным, обратились в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения прав на земельный участок юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из разъяснений, указанных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Суд первой инстанции, установив, что испрашиваемый земельный участок сформирован как объект права и в установленном законом порядке поставлен на государственный кадастровый учет до обращения ООО "УРОЖАЙ" с заявлением об объединении трех земельных участков с последующим предоставлением объединенного земельного участка в собственность за плату и площадь спорного земельного участка соответствует градостроительному обоснованию, учитывая, что в настоящее время собственником объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, является ООО "Треал", которое также обращалось в ТУ Росимущества в Самарской области с аналогичным заявлением, и как собственник недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приватизацию данного земельного участка, учитывая, что ООО "УРОЖАЙ" и ООО "Треал" выполнили требования действующего законодательства, установленные для обращений с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка, необходимые для принятия решения уполномоченным органом, и, принимая во внимание, что органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении (отказе от предоставления) на праве собственности спорного земельного участка, является ТУ Росимущества в Самарской области, которое в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок никакого решения по вышеуказанным заявлениям не приняло, пришли к обоснованному выводу, что ТУ Росимущества в Самарской области допущено бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования к ТУ Росимущества в Самарской области.
Доводы ТУ Росимущества в Самарской области, что оно производило действия в рамках предоставленных ему полномочий, так как направило в Росимущество пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка, правомерно были отклонены судом первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании пунктов 5.4, 5.6 данного положения Росимущество организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4.1 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, ТУ Росимущества в Самарской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что законом прямо предусмотрено право Росимущества в лице территориальных управлений осуществлять полномочия собственника федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в отношении Росимущества, так как ООО "УРОЖАЙ" и ООО "Треал" с заявлениями о предоставлении в собственность спорного земельного участка к Росимуществу не обращались.
Учитывая, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении данного дела не допущено, судебная коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011 по делу N А55-3381/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Р.Р. Меленьтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пунктов 5.4, 5.6 данного положения Росимущество организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4.1 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, ТУ Росимущества в Самарской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 ноября 2011 г. N Ф06-9697/11 по делу N А55-3381/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9697/11