г. Казань |
|
24 ноября 2011 г. |
Дело N А55-26431/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Чулкова А.А. (доверенность от 17.01.2011 N 31),
ответчика - Первушина Н.И. (доверенность от 16.12.2010 N МФ-13-07/2548),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства управления финансами Самарской области, Управления Федерального казначейства по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 (судья Шаруева Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи Липкинд Е.Я., Каплин С.Ю.)
по делу N А55-26431/2010
по заявлению МП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, при участии третьих лиц - Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти, ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России" о взыскании 63 587 625 руб. 25 коп.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (далее - МП ПАТП-3) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 13 897 789 руб. 85 коп. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов, а также о взыскании с Самарской области в лице Министерства управления финансов Самарской области за счет средств казны Самарской области 47 987 035 руб. 40 коп. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.01.2007 по 31.12.2009 льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов, при участии третьих лиц - Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Мэрии городского округа Тольятти, ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 взыскано с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" 6 208 071 руб. 38 коп. - убыток, возникший в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 и с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" 25 520 995 руб. 18 коп. - убыток, возникший в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011, решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 по делу N А55-26431/2010 отменено, принят новый судебный акт. Взыскано с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N3" 13 897 789 руб. 85 коп. - убыток, возникший в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Взыскано с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" 47 987 035 руб. - убыток, возникший в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
В кассационной жалобе Министерство управления финансами Самарской области просит отменить судебные акты по делу и направить дело на новое рассмотрение, поскольку считает, что субсидии полученные из местного бюджета, необоснованно распределены между Самарской областью и Российской Федерацией.
Управление Федерального казначейства по Самарской области также просит отменить судебные акты по делу и направить дело на новое рассмотрение, сославшись на недоказанность перевозчиком причинения убытков в результате представления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ).
Отзывом на кассационную жалобу МП ПАТП-3 просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, как соответствующее закону.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв на 17.11.2011 на 14:30.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
При проверке законности и обоснованности принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ установлено следующее.
МП ПАТП-3 как транспортная организация осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
За оказанные льготные услуги у МП ПАТП-3 образовались убытки за счет средств бюджета Самарской области и федерального бюджета, причиненных бездействием органов исполнительной власти, выразившихся в неисполнении обязанности по компенсации выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по социальным проездным билетам, в размере 61 884 825 руб. 25 коп.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями. Вместе с тем, данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан " (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005 N 55), согласно которому с 01.07.2008 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 270 руб. 00 коп.
Указанная льгота была установлена в отношении лиц попадающих под действие Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
С 1 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской области, для следующих категорий граждан:
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на при фронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
В соответствии с постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 26.12.2008 N 3241-п/1 стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2009 год - для граждан установлена в размере 720 руб. 00 коп.
Размер убытков определялся исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций из федерального и регионального бюджетов и стоимости не льготного проездного билета.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и ЕСПБ составляла 450 руб. (720 и 270 руб.) МП ПАТП-3 возмещалась частично (как органами ФГУП "Почта России" - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).
Выпадающие доходы у МП ПАТП-3 образовывались из разницы между стоимостью месячного проездного билета.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как следует из разъяснения, данного в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично - правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
Суд апелляционной инстанции обоснованно не учел компенсационные выплаты в сумме 31 729 066 руб. 56 коп. полученные по договору субсидий от 03.02.2009 N 121-дг/4-2 заключенного между мэрией городского округа Тольятти и МП ПАТП-3, т.к. выплаты получены МП ПАТП-3 за перевозку отдельных категорий граждан не имеющих льгот за счет средств федерального и регионального бюджетов, что установлено материалами дела.
Субсидии МП ПАТП-3 на основании договора от 03.02.2009 выделяются за счет прибыли самого же предприятия, перечисляемой мэрии города Тольятти по итогам работы за год.
Следовательно, доводы кассационных жалоб в этой части противоречат обстоятельствам дела и не доказывают неправильность расчета по выпадающим доходам МП ПАТП-3.
Согласно пункту 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсационный характер.
Следовательно, финансирование в период 01.01.2009 по 31.12.2009 расходов по представлению право проезда общественным транспортом общего пользования на основании ЕСПБ пенсионерам, проживающим на территории города Тольятти осуществляется за счет средств бюджета Самарской области, т.к. является расходным обязательством указанного субъекта федерации.
С учетом названных правовых норм и обстоятельств дела судом апелляционной инстанции правомерно взыскана компенсация в виде неполученной с потребителей платы за счет казны Российской Федерации и за счет казны Самарской области.
Обоснованность расходов МП ПАТП-3 подтверждается материалами дела, и была предметом судебных разбирательств.
Учитывая, что обстоятельства дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ судебными инстанциями полно и всесторонне исследованы, доводам сторон дана надлежащая оценка, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 по делу N А55-26431/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из разъяснения, данного в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично - правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
...
Согласно пункту 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 ноября 2011 г. N Ф06-10245/11 по делу N А55-26431/2010
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3757/12
19.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3757/12
24.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10245/11
08.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7332/11