Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2011 г. N Ф06-10427/11 по делу N А55-3844/2010
г. Казань
08 декабря 2011 г.
Дело N А55-3844/2010
См. также Постановление ФАС ПО от 15 февраля 2011 г. N А55-3844/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Дудко П.И., доверенность от 28.01.2011,
ответчика - Мищенко М.Б., доверенность от 13.05.2011 N 26-04/1265,
третьего лица (главного управления организации торгов Самарской области) - Иванушкиной Е.Ю., доверенность от 30.12.2010 N 14-08/8744,
в отсутствие:
третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Русич") - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОРСТРОЙПРОЕКТ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2011 (судья Зафран Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 (председательствующий судья Туркин К.К., судьи Балашева В.Т., Демина Е.Г.)
по делу N А55-3844/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОРСТРОЙПРОЕКТ" (ИНН 6311056513, ОГРН 1026300532895) к Министерству культуры и молодежной политики Самарской области (ИНН 6315700600, ОГРН 1046300448413) о понуждении заключить договор, с участием третьих лиц: главного управления организации торгов Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Русич",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Векторстройпроект" (далее - ООО "Векторстройпроект", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением об обязании Министерства культуры и молодежной политики Самарской области (далее - Министерство, ответчик) в течение 10 дней с момента вынесения решения судом заключить с ООО "Векторстройпроект" государственный контракт на разработку проектно-сметной документации по объекту "Проектирование и реставрация памятника истории и культуры "Усадьба Орловых-Давыдовых" (комплекс) в селе Усолье муниципального района Шигонский для приспособления под музейный полифункциональный комплекс" в редакции, соответствующей условиям конкурса, с включением в него условий исполнения, предложенных истцом в заявке на участие в конкурсе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление организации торгов Самарской области (далее - Главное управление).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010, Обществу в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.02.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного суда от 28.10.2010 отменено и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По результатам нового рассмотрения решением Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "Векторстройпроект" просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требованиях, считая, что суды неправильно истолковали и применили нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, закон не предоставляет право Заказчику после завершения процедуры размещения заказа в одностороннем порядке отказаться от заключения контракта, следовательно, по результатам проведенного конкурса независимо от воли ответчика контракт должен быть заключен и только после заключения контракта, руководствуясь статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны вправе в зависимости от обстоятельств дела изменить или расторгнуть контракт. Доводы Общества подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представители Министерства и Главного управления в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, 21.12.2007 Главным управлением было объявлено о проведении открытого конкурса по определению подрядных организаций для выполнения работ для Министерства по лоту N 2 - Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Проектирование и реставрация памятника истории и культуры "Усадьба Орловых-Давыдовых" (комплекс) в селе Усолье муниципального района Шигонский для приспособления под музейный полифункциональный комплекс".
Заказчиком конкурса выступило Министерство, организатором конкурса - Главное управление.
На конкурс были поданы заявки от общества с ограниченной ответственностью "Русич" (далее - ООО "Русич"), государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет" (далее - Университет) и ООО " Векторстройпроект".
Университет сразу же не был допущен конкурсной комиссией к участию в конкурсе, так как им не были внесены денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
На стадии рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией было принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа ООО "Векторстройпроект", что зафиксировано в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 07.05.2008.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.01.2009 по делу N А55-12232/2008, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2009, конкурсная комиссия была обязана допустить ООО "Векторстройпроект" к участию в конкурсе и завершить процедуру размещения заказа.
Исполняя решение суда, 28.04.2009 конкурсная комиссия при пересмотре конкурса, кроме ООО "Векторстройпроект", допустила к участию в конкурсе ООО "Русич".
30.04.2009 конкурсная комиссия признала ООО "Русич" победителем конкурса.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области) от 14.05.2009 по делу N 127-5102-09/4 в действиях конкурсной комиссии выявлено нарушение части 10 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), то есть нарушение требований к содержанию протокола от 30.04.2009 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
29.05.2009 конкурсная комиссия, выполняя предписание УФАС по Самарской области, не отменив протокол от 30.04.2009, вынесла новый протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, согласно которому ООО "Русич" признано победителем конкурса.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009 по делу N А55-9078/2009 действия конкурсной комиссии о допуске ООО "Русич" к участию в конкурсе признаны незаконными. Пункты 2, 4 Протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.04.2009 конкурсной комиссии в части допуска к участию в конкурсе ООО "Русич", г. Самара признаны недействительными. Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 30.04.2009 конкурсной комиссии признан недействительным. Дополнительным решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2009 по делу N А55-9078/2009 протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 29.05.2009 конкурсной комиссии также признан недействительным.
Считая, что процедура размещения заказа по лоту N 2 была завершена, ООО "Векторстройпроект" по лоту N 2 является единственным участником конкурса и в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона N 94-ФЗ ответчик обязан с ООО "Векторстройпроект" заключить государственный контракт, прилагаемый к конкурсной документации, который содержал бы условия его исполнения, предложенные ООО "Векторстройпроект" в заявке на участие в конкурсе, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2011 по делу N А55-6059/2010 признано незаконным бездействие Главного управления, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009, дополнительного решения от 21.10.2009 по делу N А55-9078/2009, в неприведении протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.04.2009 с единственным участником конкурса - ООО "Векторстройпроект" в соответствие с требованиями действующего законодательства, в незавершении процедуры размещения заказа для Министерства по лоту N 2 - разработка проектно-сметной документации по объекту: "Проектирование и реставрация памятника истории и культуры "Усадьба Орловых-Давыдовых" (комплекс) в селе Усолье муниципального района Шигонский для приспособления под музейный полифункциональный комплекс", в неразмещении информации о результатах размещения заказа на официальном сайте ответчика. Этим же постановлением на Главное управление возложена обязанность исполнить решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009 и дополнительное решение от 21.10.2009 по делу N А55-9078/2009 путем приведения протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.04.2009 с единственным участником конкурса - ООО "Векторстройпроект" в соответствие с требованиями действующего законодательства и завершения процедуры размещения заказа для Министерства по лоту N 2, разместив результаты размещения заказа на своем официальном сайте.
Во исполнение вышеуказанных судебных актов Главное управление 08.02.2011 разместило на официальном сайте Извещение от 04.02.2011 по открытому конкурсу по определению подрядной организации на выполнение работ для Министерства (лот 2). Условия конкурса не были изменены.
08.02.2011 был составлен протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в котором изложены выводы комиссии о признании конкурса несостоявшимся в связи с тем, что в конкурсе участвовал только один участник - ООО "Векторстройпроект".
Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, в которых участвовало только одно лицо, признаются несостоявшимися.
Также судами установлено, что в постановление Правительства Самарской области от 11.09.2007 N 169 были внесены изменения постановлением Правительства Самарской области от 06.10.2009 N 515, которым исключено мероприятие "Проектирование и реставрация памятника истории и культуры "Усадьба Орловых-Давыдовых" в селе Усолье муниципального района Шигонский для приспособления под музейный комплекс". Лимиты бюджетных обязательств по данному мероприятию отсутствуют, необходимость производства спорных работ отпала, бюджетное финансирование не ведется.
Платежным поручением от 28.07.2010 N 3647 Обществу возвращены денежные средства в сумме 2 100 000 руб., внесенные последним в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Исходя из положений пункта 1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ, судебные инстанции посчитали, что государственный или муниципальный контракт не может быть заключен в условиях отсутствия государственных (муниципальных) нужд и Бюджетный кодекс Российской Федерации не допускает заключение контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств.
В этой связи суды пришли к выводу о том, что размещение заказа и, как последствие, заключение государственного контракта в 2011 году по денежным обязательствам, возникшим в 2008 году, невозможно, так как условия конкурса не изменены, лимит бюджетного обязательства прекратил свое действие 31.12.2008, что не опровергалось и сторонами. Государственный контракт не может быть заключен и исполнен заказчиком в связи с отсутствием денежных средств на финансирование данного государственного заказа, а подрядчиком в связи с невозможностью произвести часть работ в 2008 году, как это предусмотрено условиями заявки, поданной истцом.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются кассационной инстанцией, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу N А55-3844/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н. Афанасьев
Судьи
Э.Т. Сибгатуллин
И.В. Арукаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области) от 14.05.2009 по делу N 127-5102-09/4 в действиях конкурсной комиссии выявлено нарушение части 10 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), то есть нарушение требований к содержанию протокола от 30.04.2009 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
...
Считая, что процедура размещения заказа по лоту N 2 была завершена, ООО "Векторстройпроект" по лоту N 2 является единственным участником конкурса и в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона N 94-ФЗ ответчик обязан с ООО "Векторстройпроект" заключить государственный контракт, прилагаемый к конкурсной документации, который содержал бы условия его исполнения, предложенные ООО "Векторстройпроект" в заявке на участие в конкурсе, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
...
Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, в которых участвовало только одно лицо, признаются несостоявшимися.
...
Исходя из положений пункта 1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ, судебные инстанции посчитали, что государственный или муниципальный контракт не может быть заключен в условиях отсутствия государственных (муниципальных) нужд и Бюджетный кодекс Российской Федерации не допускает заключение контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2011 г. N Ф06-10427/11 по делу N А55-3844/2010