Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2011 г. N Ф06-10665/11 по делу N А55-12773/2011
г. Казань
12 декабря 2011 г.
Дело N А55-12773/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Давыдовой Ж.Ю., доверенность от 05.08.2011 N 84; Слюсарь Г.А., доверенность от 28.04.2011 N 72,
ответчика - Вовк А.С., доверенность от 07.12.2011 N 04-06/19733; Косарева А.А., доверенность от 01.11.2011 N 04-06/17834,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара,
на определение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2011 (судья Корнилов А.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А55-12773/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самаратрубопроводстрой" г. Самара, (ИНН: 6314022013, ОГРН: 1036300334795) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области о признании недействительным решения налогового органа от 03.03.2011 N 13-33/12/5945 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и
требования налогового органа N 1304 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 15.06.2011 в части взыскания недоимки в размере 159 824 451 руб., пеней в размере 50 854 309 руб., штрафа в размере 28 985 891 руб., начисления единого социального налога в размере 11 135 руб.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Самаратрубопроводстрой" (далее - общество, ООО "СТПС") с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, ответчик) от 03.03.2011 N 13-33/12/5945 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования налогового органа N 1304 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 15.06.2011 в части взыскания недоимки в размере 159 824 451 руб., пеней в размере 50 854 309 руб., штрафа в размере 28 985 891 руб., начисления единого социального налога в размере 11 135 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2011 по настоящему делу по ходатайству ООО "СТПС" принял обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемых решения требования налогового органа до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение настоящего дела.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 определение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2011 оставлено без изменения.
Налоговый орган не согласился с принятым определением о принятии обеспечительных мер и обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 03.03.2011 N 13-33/12/5945 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования налогового органа N 1304 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 15.06.2011 в части взыскания недоимки в размере 159 824 451 руб., пеней в размере 50 854 309 руб., штрафа в размере 28 985 891 руб., начисления единого социального налога в размере 11 135 руб.
Одновременно общество ходатайствовало о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа до рассмотрения спора по существу.
Удовлетворяя ходатайство общества о принятии обеспечительных мер, суды исходили из того, что заявленное ходатайство связано с предметом спора, является обоснованным, направлено на предотвращение причинения значительного имущественного ущерба обществу и предотвращение затруднительности исполнения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечении иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Согласно части 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Институт обеспечения иска используется для реализации принятого по делу решения, если обстоятельства дела и документы, обосновывающие исковые требования, свидетельствуют о невозможности исполнения судебного акта в случае непринятия мер по обеспечению иска.
ООО "СТПС" является организацией, основная деятельность которой заключается в ремонте, проектировании, прокладке и эксплуатации нефтепроводов, газотрубопроводов, продуктопроводов, перекачивающих станций.
Материалами дела подтверждается вывод судов о том, что бесспорное взыскание налоговым органом вышеуказанных сумм недоимки, пеней и штрафа на основании оспариваемых решения и требования приведет к изъятию из хозяйственного оборота значительных для ООО "СТПС" денежных средств, что причинит ему существенный ущерб и сделает невозможным исполнение обязанностей по уплате текущих налогов и сборов, выплату заработной платы работникам, общее количество которых составляет 341 человек, выполнение обязательств по заключенным хозяйственным договорам, в том числе по договорам лизинга строительной техники, по договору субподряда от 16.11.2010 N СГК-10-1132/5 с обществом с ограниченной ответственностью "Стройгазконсалтинг" на осуществление строительных работ по объекту общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" стоимостью 686 013 060 руб., срок выполнения, которых - 2012 год, а это, в свою очередь, приведет к выплате контрагентам больших штрафных санкций.
По данным бухгалтерского учета по состоянию на 31.03.2011 задолженность общества перед поставщиками, подрядчиками, а также по налогам и сборам составляла 823 569 руб.
Таким образом, условиями для принятия обеспечительных мер по спору является затруднительность или невозможность исполнения в будущем судебного акта, а также угроза причинения заявителю значительного ущерба. Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связаны с предметом спора, соразмерны заявленному требованию, необходимы и достаточны для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
Предметом заявленных требований по настоящему делу является признание недействительным ненормативного акта налогового органа, в связи с чем, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, является предотвращение неблагоприятных последствий, возникших в результате принятия оспариваемого ненормативного акта.
Положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат запрета на осуществление налоговым органом процедуры бесспорного взыскания сумм налога в случае несогласия налогоплательщика с вынесенным решением инспекции о привлечении его к налоговой ответственности, а также требованиями об уплате налога, направленными на основании этого решения.
Поскольку взыскание налога производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и в случае отказа в удовлетворении требований заявителя, налог будет взыскиваться в установленном законом порядке, принятые обеспечительные меры не нарушают баланс публичных интересов и не могут повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу.
Потери бюджета в связи с принятием обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого требования налогового органа, в случае отказа в удовлетворении требований заявителя, компенсируются путем взыскания пеней за период неуплаты налога.
Пунктом 7 статьи 201 АПК РФ установлено, что решения суда по делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (к которым относятся и налоговые органы) полежат немедленному восстановлению, что означает немедленное восстановление прав и законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием акта, не соответствующего законодательству.
В случае списания денежных средств в бесспорном порядке и последующего удовлетворения требований налогоплательщика, последний будет вынужден принимать определенные меры для возврата незаконно списанных налоговых платежей. Возврат из бюджета необоснованно списанных денежных средств связан с определенными сложностями и продолжителен по времени.
Таким образом, указанные обстоятельства будут препятствовать немедленному восстановлению нарушенных прав и законных интересов общества. Выплата процентов на сумму излишне взысканного налога, пени, штрафа приведет к необоснованным расходам бюджета, что не является оправданным.
Целесообразность принятия обеспечительных мер рассмотрена судами первой и апелляционной инстанций с установлением соразмерности обеспечительных мер с заявленными требованиями с учетом конкретных обстоятельств по делу, имущественного положения заявителя, возможности причинения последнему неблагоприятных последствий.
Обеспечительные меры, принятые судом первой инстанции, не носят
дискриминационного характера и не направлены на ущемление прав той или другой стороны спора, а также прав и законных интересов третьих лиц.
Таким образом, удовлетворяя ходатайство общества о принятии обеспечительных мер суды, руководствуясь статьей 90 АПК РФ, информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 АПК РФ", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2003 N 55, правомерно пришли к выводу, что обеспечительные меры связаны с предметом спора, являются обоснованными, направлены на предотвращение причинения значительного имущественного ущерба обществу и предотвращение затруднительности исполнения судебного акта.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы инспекции не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 по делу N А55-12773/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А. Хакимов
Судьи
М.В. Егорова
Л.Ф. Хабибуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку взыскание налога производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и в случае отказа в удовлетворении требований заявителя, налог будет взыскиваться в установленном законом порядке, принятые обеспечительные меры не нарушают баланс публичных интересов и не могут повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу.
...
Пунктом 7 статьи 201 АПК РФ установлено, что решения суда по делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (к которым относятся и налоговые органы) полежат немедленному восстановлению, что означает немедленное восстановление прав и законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием акта, не соответствующего законодательству.
...
дискриминационного характера и не направлены на ущемление прав той или другой стороны спора, а также прав и законных интересов третьих лиц.
Таким образом, удовлетворяя ходатайство общества о принятии обеспечительных мер суды, руководствуясь статьей 90 АПК РФ, информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 АПК РФ", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2003 N 55, правомерно пришли к выводу, что обеспечительные меры связаны с предметом спора, являются обоснованными, направлены на предотвращение причинения значительного имущественного ущерба обществу и предотвращение затруднительности исполнения судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2011 г. N Ф06-10665/11 по делу N А55-12773/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9442/12
11.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9442/12
20.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1268/12
12.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10665/11
01.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11798/11
21.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9717/11