Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-11248/11 по делу N А65-5271/2011
г. Казань
13 декабря 2011 г.
Дело N А65-5271/2011
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Егоровой М.В.,
при участии представителя:
ответчика - открытого акционерного общества "Казанская ярмарка" - Денисовой Р.Х., доверенность от 16.11.2011 N 55,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2011 (судья - Юшков А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 (председательствующий судья - Захарова Е.И., судьи: Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-5271/2011
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, открытому акционерному обществу "Казанская ярмарка", г. Казань,
с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "ПАРТНЕР ГРУП", г. Казань, о признании недействительными размещения заказа по открытому конкурсу, государственного контракта от 19.11.2011 N 442, и применении последствий недействительности сделки в части возврата денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - министерство), открытому акционерному обществу "Казанская ярмарка" (далее - общество, ОАО "Казанская ярмарка") о признании размещения заказа по открытому конкурсу N 29.10.10-588-ОК на организацию конференций, семинаров, совещаний, заседаний, форумов, выставок (в том числе выездных) и участия в них официальных делегаций Министерства в 2010 году недействительным; о признании государственного контракта от 19.11.2010 N 442, заключенного министерством и ОАО "Казанская ярмарка" недействительным и применении последствий недействительности сделки в части осуществления со стороны ОАО "Казанская ярмарка" возврата денежных средств, полученных от Министерства в рамках государственного контракта от 19.11.2010 N 442 (т. 1 л.д. 4-11).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, министерством 28.09.2010 на сайте www.agzrt.ru был объявлен конкурс 29.10.10-588-ОК об организации конференций, семинаров, совещаний, заседаний, форумов, выставок (в том числе выездных) и участия в них официальных делегаций министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в 2010 году.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 4 300 000 руб.
На участие в конкурсе была подана одна заявка от ОАО "Казанская ярмарка", в связи с чем торги были признаны несостоявшимися, государственный контракт от 19.11.2010 N 442 с ОАО "Казанская ярмарка" был заключен как с единственным участником торгов (т. 2, л.д.29-36). Во исполнение указанного государственного контракта ОАО "Казанская ярмарка" оказало министерству услуги по организации участия официальной делегации Республики Татарстан в выставке "ЛЕСДРЕВМАШ-2010" и V Международном форуме "Лес и человек" в г. Москва, в выставочном цетре "Экспоцентр". Факт оказания услуг подтвержден актом от 22.11.2010. Платежным поручением от 01.12.2010 N 414 ОАО "Казанская ярмарка" были перечислены денежные средства в размере 4 300 000 руб. в соответствии с пунктом 3.1 государственного контракта.
По результатам проведения внеплановой документарной проверки министерство признано нарушившим статью 1, статью 3, статью 5, пункт 1 части 4 статьи 22, часть 3.3 статьи 25 Закона о размещении заказов и 19.11.2010 антимонопольным органом выдано предписание об устранении нарушений указанных статей для чего: аннулировать открытый конкурс N 29.10.10-588-ОК на организацию конференций, семинаров, совещаний, заседаний, форумов, выставок (в том числе выездных) и участия в них официальных делегаций министерства в 2010 году.
Между тем министерство 01.12.2010 сообщило о невозможности исполнения указанного предписания в связи с тем, что 19.11.2010 между министерством и ОАО "Казанская ярмарка" заключен государственный контракт N 442.
Антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований антимонопольного органа, правомерно исходили из следующего.
В силу части 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Последствием недействительности сделки является двусторонняя реституция в соответствии с которой, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу пункта 1 части 9 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
По настоящему делу установлено, что согласно представленным документам обязательства сторон по оспариваемому контракту исполнены в полном объеме и надлежащим образом.
Выбор способа защиты нарушенного права, согласно статье 12 ГК РФ осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Между тем, как правомерно указано судами, антимонопольный орган не доказал, что в результате действий заказчика были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, тогда как пункт 1 части 9 статьи 17 Федерального закона N 94-ФЗ предусматривает полномочие антимонопольных органов выдавать предписание заказчику, в результате действий которого были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа.
В материалах дела не содержится доказательств наличия отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоблюдением требований конкурсной документации, впоследствии признанной антимонопольным органом неправомерной.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что государственный контракт исполнен в полном объеме, а избранный антимонопольным органом способ не приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса третьего лица, суды обоснованно отказали антимонопольному органу в удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 по делу N А65-5271/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А. Хакимов
Судьи
Л.Р. Гатауллина
М.В. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 части 9 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
...
Выбор способа защиты нарушенного права, согласно статье 12 ГК РФ осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Между тем, как правомерно указано судами, антимонопольный орган не доказал, что в результате действий заказчика были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, тогда как пункт 1 части 9 статьи 17 Федерального закона N 94-ФЗ предусматривает полномочие антимонопольных органов выдавать предписание заказчику, в результате действий которого были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-11248/11 по делу N А65-5271/2011