Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-10734/11 по делу N А55-967/2011
г. Казань
13 декабря 2011 г.
Дело N А55-967/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары - Сухова А.С., доверенность от 24.10.2011 N 04-33/19458,
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Ивановой Т.В., доверенность от 16.09.2011 N 12-22/093,
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2011 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-967/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн", г. Самара (ИНН 6312053680, ОГРН 1036300129667) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары о признании недействительным решения от 03.09.2010 N 11-16/9242, с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" (далее - ООО "Транс-Лайн", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары (далее - ИФНС России по Кировскому району г. Самары, налоговый орган, инспекция) от 03.09.2010 N 11-16/9242 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2011 требования ООО "Транс-Лайн" удовлетворены. Суд признал недействительным решения налогового органа от 03.09.2010 N 11-16/9242 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как несоответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИФНС России по Кировскому району г. Самары и Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области) обратились в суд с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители налогового органа и управления поддержали кассационные жалобы.
Заявитель в судебное заседание не явился, представил отзыв. О месте и времени судебного заседания заявитель извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Транс-Лайн" декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2009 года ИФНС России по Кировскому району вынесла решение от 03.09.2010 N 11-16/9242 о привлечении ООО "Транс-Лайн" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа в размере 1 243 935 руб. за неуплату сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в размере 2200 руб. за непредставление в налоговый орган в срок документов; заявителю предложено уплатить НДС в общей сумме 6 219 675 руб., а также пени в размере 495 515 руб. 98 коп.
ООО "Транс-Лайн" 15.04.2010 представило в ИФНС России по Кировскому району г. Самары налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2009 года, в разделе 9 которой "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом которых не признается территория РФ" заявлена льгота, предусмотренная подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ: реализация услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, в сумме 43 651 150 руб.
Налоговый орган признал необоснованным применение заявителем налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в сумме 29 268 800 руб. 70 коп. и начислила НДС по ставке 18% в размере 5 268 384 руб. 13 коп.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что основным видом деятельности ООО "Транс-Лайн" являются внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. Общество в 3 квартале 2009 года осуществляло деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии от 06.01.2004 N АСС-63-011482 сроком действия по 11.01.2014.
Согласно пункту 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. На основании пункта 2 данной статьи договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (в ред. от 21.04.2011) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. На основании части 2 данной статьи регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Между ООО "Транс-Лайн" и департаментом транспорта администрации городского округа Самара заключены договоры на транспортное обслуживание пассажиров по маршрутам г.о. Самара от 02.06.2009 N 46-09/д, от 02.06.2009 N 47-09/д, от 02.06.2009 N 48-09/д, от 02.06.2009 N 49-09/д.
В соответствии с условиями данных договоров департаментом транспорта администрации городского округа Самара (заказчик) поручил ООО "Транс-Лайн" (исполнителю) осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом пригородного сообщения на садово-дачные массивы по тарифам, установленным постановлением главы городского округа Самара от 09.04.2009 N 304 "Об организации перевозок населения городского округа Самара автомобильным транспортом на садово-дачные массивы в 2009 году", а также по маршрутам городского округа Самара.
Согласно условиям данных договоров заявитель оказывал услуги по перевозке населения городского округа Самара автомобильным транспортом по маршрутам, указанным в договорах.
В соответствии с условиями договоров от 02.07.2009 N 50-09/д, от 02.07.2009 N 51-09/д, от 02.07.2009 N 52-09/д, от 02.07.2009 N 53-09/д, от 31.03.2009 N 6-09 департамент перечислял заявителю субсидии в целях компенсации выпадающих доходов, возникших в 2009 году в связи с оказанием услуг по перевозке граждан автомобильным транспортом общего пользования на пригородных маршрутах на садово-дачные массивы по тарифам, установленным администрацией городского округа Самара.
Согласно условиям договора от 03.03.2008 N 43-08 департамент транспорта администрации городского округа Самара поручил, а ООО "Транс-Лайн" обязалось осуществлять перевозки пассажиров по маршрутам г.о. Самара (указанным в приложении к договору) по единым тарифам, а также по единым социальным проездным билетам и иным льготным долгосрочным проездным билетам, действующим на территории г.о. Самара.
Таким образом, ООО "Транс-Лайн" имело право на освобождение деятельности по перевозке пассажиров по маршрутам регулярных перевозок от обложения НДС. Данные обстоятельства общество подтвердило следующими документами: актами от 02.07.2009 N 195; от 31.07.2009 N 238; от 31.08.2009 N 329; от 30.09.2009 N 364; от 31.07.2009 N 235; от 02.07.2009 N 192; от 31.08.2009 N 326; от 30.09.2009 N 361; от 02.07.2009 N 193; от 31.07.2009 N 237; от 31.08.2009 N 328; от 30.09.2009 N 363; от 02.07.2009 N 194; от 31.07.2009 N 236; от 31.08.2009 N 327; от 30.09.2009 N 362; от 31.07.2009 N 239; от 17.08.2009 N 246; от 26.08.2009 N 285; от 31.08.2009 N 325; от 22.09.2009 N 335; от 30.09.2009 N 349; кассой от 31.07.2009; от 31.08.2009; от 30.09.2009, счетами-фактурами от 02.07.2009 N 184; от 31.07.2009 N 220; от 31.08.2009 N 277; от 30.09.2009 N 344; от 31.07.2009 N 217; от 02.07.2009 N 181; от 31.08.2009 N 274; от 30.09.2009 N 341; от 02.07.2009 N 182; от 31.07.2009 N 219; от 31.08.2009 N 276; от 30.09.2009 N 343; от 02.07.2009 N 182; от 31.07.2009 N 218; от 31.08.2009 N 275; от 30.09.2009 N 342; от 31.07.2009 N 221; от 17.08.2009 N 227; от 26.08.2009 N 235; от 31.08.2009 N 273; от 22.09.2009 N 283; от 30.09.2009 N 349; от 31.07.2009 N 319; от 31.08.2009 N 320; от 30.09.2009 N 490; от 31.07.2009 N 384; от 31.08.2009 N 385; от 30.08.2009 N 386.
Налоговый орган признал неправомерным применение заявителем права на налоговые вычеты в размере 1 133 552 руб., поскольку в ходе камеральной налоговой проверки не были представлены документы по требованию от 26.04.2010 N 3163/3164, подтверждающие право заявителя на применение налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2009 года в сумме 1 133 552 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Заявленное ООО "Транс-Лайн" право на применение налоговых вычетов по НДС в размере 1 133 552 руб. подтверждается счетами-фактурами, товарными накладными (т. 2).
Ссылку налогового органа на непредставление в ходе камеральной проверки указанных выше документов и на возможность заявителя представить уточненную налоговую декларацию за 3 квартал 2009 года с приложением данных первичных документов суды обоснованно отклонили.
Суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу (пункт 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Непредставление налогоплательщиком документов в ходе налоговой проверки не исключает возможности представить их в суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 66-71 АПК РФ.
Кроме того, вышеуказанные документы, подтверждающие право на налоговый вычет, представлялись заявителем вместе с апелляционной жалобой, однако Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области отказало в удовлетворении апелляционной жалобы, не приняв представленные обществом документы.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки для подтверждения заявленной льготы налоговым органом заявителю направлено требование от 26.04.2010 N 3163/3164 о предоставлении документов. Требование было получено заявителем 05.05.2010, однако документы, указанные в требовании, в установленный законодательством срок не были представлены.
Заявителем 22.07.2010 были представлены только оборотно - сальдовая ведомость по счету 90.01 за 3 квартал 2009 года и копии договоров на оказание услуг по перевозке граждан.
Заявителем 20.08.2010 был представлен в налоговый орган протокол разногласий к акту камеральной налоговой проверки от 27.07.2010 N 8382, в котором он сообщал, что первичные документы будут представлены позднее.
Данные действия общества послужили основанием для привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 2200 руб. за непредставление в налоговый орган в срок документов.
Из материалов дела усматривается, что документы обществом в установленный срок не были представлены налоговому органу, поскольку определением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2010 по делу N А55-26862/2009 в отношении ООО "Транс-Лайн" введена процедура наблюдения и временным управляющим был утвержден Беспалов А.П. Для проведения финансового анализа общества в соответствии со статьями 67, 70 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" первичные бухгалтерские документы, а также налоговые регистры за три года были переданы временному управляющему по его запросу от 09.04.2010 N 1.
В связи с изложенным, общество не имело возможности своевременно представить все необходимые документы для камеральной проверки за 3 квартал 2009 года и данные обстоятельства были им отражены в апелляционной жалобе.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ (пункт 2 статьи 93 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере пятидесяти рублей за каждый не представленный документ.
Из содержания названных норм следует, что ответственность за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ, может быть применена только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика в наличии и у него была реальная возможность представить их в указанный срок.
Как видно из материалов дела, запрашиваемые налоговым органом у налогоплательщика документы отсутствовали и он не имел реальной возможности представить их в установленный срок.
Налоговый орган вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не доказал, что запрашиваемые документы у общества имелись и оно имело реальную возможность их представить в установленный срок в налоговый орган.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что из представленных в материалы дела документов следует, что заявитель имеет право на применение заявленной льготы.
Доводы налогового органа и управления, изложенные в кассационных жалобах, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 по делу N А55-967/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А. Хакимов
Судьи
О.В. Логинов
Р.Р. Мухаметшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
По мнению налогового органа, налогоплательщиком необоснованно применена льгота по НДС, предусмотренная подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Суд с позицией налогового органа не согласился.
Установлено, что основным видом деятельности налогоплательщика являются внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию на основании лицензии сроком действия по 11.01.2014.
В рамках осуществления своей деятельности налогоплательщиком были заключены договоры с департаментом транспорта администрации городского округа на транспортное обслуживание пассажиров по маршрутам, согласно которым департамент транспорта администрации городского округа (заказчик) поручил налогоплательщику (исполнителю) осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом пригородного сообщения на садово-дачные массивы по тарифам, установленным постановлением главы городского округа, а также по маршрутам городского округа.
Таким образом, налогоплательщик оказывал услуги по перевозке населения городского округа автомобильным транспортом по маршрутам, указанным в договорах.
Следовательно, налогоплательщик имел право на освобождение деятельности по перевозке пассажиров по маршрутам регулярных перевозок от обложения НДС.
Таким образом, доначисление налогоплательщику НДС по ставке 18 % неправомерно.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-10734/11 по делу N А55-967/2011