Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2011 г. N Ф06-10703/11 по делу N А55-895/2011
г. Казань
14 декабря 2011 г.
Дело N А55-895/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мега-Сити С" Шахова В.Н., доверенность от 27.12.2010 N 1,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-895/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мега-Сити С", г. Самара (ИНН 6314028022, ОГРН 1076317001683) к Департаменту образования Администрации городского округа Самара, г. Самара, к Департаменту финансов Администрации городского округа Самара, г. Самара, к Администрации городского округа Самара, г. Самара, к муниципальному предприятию г. Самары "Кафе "Хлебосол", г. Самара, о признании недействительным решения открытого конкурса по проведению торгов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мега-Сити С" (далее - ООО "Мега-сити С", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными торгов, проведенных Комиссией Администрации городского округа Самара (заказчик - Департамент образования Администрации городского округа Самара, Уполномоченный орган Администрации городского округа Самара в сфере размещения заказов - Департамент финансов Администрации городского округа Самара) (далее - администрация) в форме открытого конкурса на право заключить муниципальные контракты на оказание услуг по организации питания учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Самара, оформленных итоговым протоколом конкурсной комиссии от 21.12.2010 N 938.3, в части признания победителем муниципального предприятия г. Самары "Кафе "Хлебосол" (далее - МП г. Самара "Кафе "Хлебосол") по лоту N 4, и признать победителем конкурса по Лоту N 4 ООО "Мега-сити С".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011, заявленные требования удовлетворены. Торги, проведенные Единой комиссией Администрации городского округа Самара (заказчик - Департамент образования Администрации городского округа Самара, уполномоченный орган Администрации городского округа Самара в сфере размещения заказов - Департамент финансов Администрации городского округа Самара) в форме открытого конкурса на право заключения муниципальных контрактов на оказание услуг по организации питания учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Самара, оформленные итоговым протоколом конкурсной комиссии от 21.12.2010 N 938.3, в части признания победителем по лоту N 4 МП г. Самара - "Кафе "Хлебосол", признаны недействительными.
Производство по делу в части признания победителем конкурса по Лоту N 4 ООО "Мега-Сити С" прекращено, в связи с отказом от указанной части требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, считая, что выводы судов противоречат материалам дела и установленным обстоятельствам по делу, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департаментом финансов Администрации был объявлен открытый конкурс по определению исполнителей на оказание услуг по организации питания учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Самара. Заказчиком конкурса выступил Департамент образования Администрации городского округа Самара. Извещение о конкурсе опубликовано в "Самарской газете", извещение и конкурсная документация были размещены на официальном сайте заказчика.
Общество обратилось с заявкой на участие в конкурсе по лотам N 4 и 12.
Решением Единой комиссии Администрации городского округа Самара, изложенным в протоколе N 938.2 от 21.12.2010, рассмотрения заявок на участие в конкурсе, по лоту N 4 были допущены следующие участники: МП г. Самары "Кафе "Хлебосол", ООО "Мега-Сити С", общество с ограниченной ответственностью "ПрофиПит". По результатам оценки и сопоставления заявок был выявлен победитель конкурса по лоту N 4 - МП г. Самары "Кафе "Хлебосол", что отражено в протоколе N 938.3. Победителю по данному лоту был присвоен итоговый рейтинг в размере 34,8 баллов, ООО "Мега-Сити С" - 32,6 балла.
Не согласившись с решением Единой комиссии по лоту N 4, ООО "Мега-Сити С" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из их обоснованности и доказанности.
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - закон N 94-ФЗ) оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
В силу положений части 4 статьи 28 N 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть в том числе качество работ, услуг и (или) квалификация участника кон курса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 Закона N 94-ФЗ, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (часть 4.1. статьи 28 Закона N 94-ФЗ).
Из содержания конкурсной документации следует, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт по поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Правила N 722) и порядком оценки.
Для оценки заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если показатели указанного критерия установлены, сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов (пункт 27 Правил).
Оценка заявок по критерию "цена контракта" рассчитывается по формуле указанной в конкурсной документации. Лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой контракта. Согласно документам представленным на конкурс, самая низкая цена составила 2600000 руб. Оценка заявок по критерию "Объем предоставления гарантий качества товара, работ и услуг" рассчитывается по формуле также указанной в конкурсной документации.
Лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта по данному критерию признается предложение с наибольшим объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг. Заявителем предложена самая высокая цена 617 595 руб. по отношению с двумя претендующими на данный Лот организациями.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, проверив соблюдение надлежащего порядка принятия конкурсной комиссией решения по соответствующей законодательству документации, конкурсную документацию, которой не установлен порядок определения значимости неценового критерия, в том числе применительно к каждому лицу, участвовавшему в объявленном конкурсе, учитывая несоблюдение принципа определенности и однозначности при проведении оценки и сопоставления заявок, что не исключает произвольное проставление членами комиссии баллов в пределах заданных значений от 0 до 100 по неценовому критерию, арбитражный суд правильно удовлетворил заявленные требования.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждаются, выводы судов о том, что при обоснованной и законной оценке заявок участников по Лоту N 4, ООО "Мега-Сити С" явилось бы победителем, итоговый рейтинг по критериям оценки составил бы больше, чем итоговый рейтинг МП г. Самары "Кафе "Хлебосол", что указывает на нарушения конкурсной комиссией Правил N 722 и Закона N 94-ФЗ.
Доводы заявителя о невозможности удовлетворения требований в связи нахождением заключенного по результатам торгов муниципального контракта в процессе исполнения правомерно отклонены судами.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Указанная норма императивно определяет правовые последствия признания торгов недействительными, в виде недействительности заключенной по результатам торгов сделки.
В соответствии со статьей 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги.
Следовательно, торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы администрации, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка, и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 по делу N А55-895/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
Э.Г. Гильманова
С.В. Мосунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания конкурсной документации следует, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт по поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Правила N 722) и порядком оценки.
...
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждаются, выводы судов о том, что при обоснованной и законной оценке заявок участников по Лоту N 4, ООО "Мега-Сити С" явилось бы победителем, итоговый рейтинг по критериям оценки составил бы больше, чем итоговый рейтинг МП г. Самары "Кафе "Хлебосол", что указывает на нарушения конкурсной комиссией Правил N 722 и Закона N 94-ФЗ.
...
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
...
В соответствии со статьей 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2011 г. N Ф06-10703/11 по делу N А55-895/2011