г. Казань |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А57-2150/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Махмутовой Г.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011 (судья Капкаев Д.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Телегина Т.Н., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-2150/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Антоновское" к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт,
третье лицо: Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Антоновское" (далее - ТСЖ "Антоновское", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании 334 273,06 руб. задолженности по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Антоновское", за период с 01.01.2010 по 01.02.2011 (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель кассационной жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, судами неверно применены положения действующего законодательства при определении права истца на взыскание обязательных платежей на капитальный ремонт.
ТСЖ "Антоновское" возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСЖ "Антоновское" является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе г. Саратова.
17.01.2006 на общем собрании членов ТСЖ "Антоновское" утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества; определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава товарищества (протокол заседания общего собрания членов ТСЖ "Антоновское" от 10.01.2006).
С 24 по 28 апреля 2006 года в соответствии с разделом 13 устава товарищества и статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации было проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества.
Решения оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества от 28.04.2006, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
Представитель муниципального образования "Город Саратов", действовавший по доверенности от 03.04.2006, принял участие в голосовании и голосовал за установление с 01.05.2006 указанных ежемесячных взносов.
Решением общего собрания членов товарищества с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Антоновское", установлены ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв.м общей площади жилья в месяц, утвержденному для Саратовской области соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
В связи с тем, что администрация муниципального образования "Город Саратов" как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих с состав ТСЖ "Антоновское", не исполняло обязанности по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов, ТСЖ "Антоновское" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме, суды нижестоящих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества и вносить обязательные платежи, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Антоновское" в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
При этом суды правомерно не согласились с доводами ответчиков о возможности перечисления денежных средств на капитальный ремонт лишь в порядке, предусмотренном статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку возможность выделения бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов установлена пунктом 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном же случае к муниципальному образованию "Город Саратов" заявлены требования, основанные на статьях 39, 154-156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьях 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Также суды первой и апелляционной инстанций правомерно не применили к рассматриваемым спорным правоотношениям положения постановлений администрации г. Саратова от 01.11.2005 N 558 и от 24.07.2007 N 599, поскольку названные постановления противоречат пункту 7 статьи 5, пунктам 9, 16 статьи 12, статье 14 ЖК РФ, носят не обязательный, а рекомендательный характер, их текст не был официально опубликован.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно признали обоснованными исковые требования ТСЖ "Антоновское" и взыскали с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в его пользу заявленную задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, за период с 01.01.2010 по 01.02.2011.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в кассационной инстанции.
Все возражения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую оценку.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по делу N А57-2150/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.А. Филимонов |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества и вносить обязательные платежи, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Антоновское" в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
При этом суды правомерно не согласились с доводами ответчиков о возможности перечисления денежных средств на капитальный ремонт лишь в порядке, предусмотренном статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку возможность выделения бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов установлена пунктом 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном же случае к муниципальному образованию "Город Саратов" заявлены требования, основанные на статьях 39, 154-156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьях 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Также суды первой и апелляционной инстанций правомерно не применили к рассматриваемым спорным правоотношениям положения постановлений администрации г. Саратова от 01.11.2005 N 558 и от 24.07.2007 N 599, поскольку названные постановления противоречат пункту 7 статьи 5, пунктам 9, 16 статьи 12, статье 14 ЖК РФ, носят не обязательный, а рекомендательный характер, их текст не был официально опубликован."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2011 г. N Ф06-10781/11 по делу N А57-2150/2011