г. Казань |
|
19 января 2012 г. |
Дело N А72-7419/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Гринберга И.П., по доверенности от 11.10.2010 (б/н),
третьего лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области,
заинтересованного лица - Павлова А.Г., по доверенности от 13.01.2012 N 3. Шабановой А.В., по доверенности от 13.01.2012 N 1, Митрошкина С.В., по доверенности от 13.01.2012 N 11,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - открытого акционерного общества "Гостиница "Венец", Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.08.2011 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи: Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А72-7419/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр-Сервис 2", г. Ульяновск, к Управлению государственного пожарного надзора ГУ МЧС Российской Федерации по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным п.16 предписания от 16.07.2010 N 136/1/72, с участием заинтересованных лиц: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, г. Ульяновск, открытого акционерного общества "Гостиница "Венец", г. Ульяновск, Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр-Сервис 2" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным пункта 16 предписания Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее - Управление МЧС, ответчик) от 16.07.2010 N 136/1/72 в части кафе "Симбирск".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области инстанции от 08.02.2011 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2011 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 по делу N А72-7419/2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.08.2011 заявленные требования удовлетворены, признан недействительным пункт 16 предписания ответчика от 16.07.2010 N 136/1/72 в части, имеющей отношение к кафе "Симбирск".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 решение суда от 22.08.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление МЧС просит вынесенные по делу судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность решения Арбитражного суда Ульяновской области от 22.08.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Гостиница "Венец" (далее - гостиница) и обществом заключен договор аренды нежилого помещения от 01.02.2009 N 14-09, которым обществу на срок с 01.02.2009 по 31.01.2014 переданы в аренду для размещения кафе нежилые помещения NN 48, 50, 51, 21, 22, 23, 24 общей площадью 128,92 кв.м, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, дом 19/9.
Данный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области 28.05.2009 N 73-73- 01/196/2009-076.
На основании распоряжения ответчика от 02.06.2010 N 135/207 в период с 21.06.2010 по 16.07.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения гостиницей обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки государственным инспектором Ульяновской области по пожарному надзору выдано предписание от 16.07.2010 N 136/1/72 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В том числе в пункте 16 предписания гостинице указано, что в процессе эксплуатации здания не обеспечено его содержание в соответствии с требованиями проектной документации на него, допущено изменение объемно-планировочных решений без проекта, разработанного в соответствии с действующим нормами и утвержденного в установленном порядке: в вестибюле гостиницы отгорожены перегородками помещения кафе "Симбирск", бара "Венец", а также бизнес центра, что является нарушением пунктов 3, 38 ППБ 01-03, 4.3 СНиП 21-01-97*.
19 августа 2010 года гостиница уведомила общество о том, что в целях устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности и выполнения вышеуказанного предписания ответчика с 23.08.2010 приступит к работам по демонтажу алюминиевых перегородок, которыми отгорожены арендуемые обществом помещения кафе "Симбирск" и иные помещения, расположенные в холле первого этажа здания гостиницы.
Считая пункт 16 оспариваемого предписания незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим требованием.
В рассматриваемом случае заявитель является арендатором помещения, которое он использует в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (кафе "Симбирск") и на законных основаниях пользуется этим помещением, следовательно, имеет такие же права, как и собственник этого помещения по защите нарушенных прав, в том числе по обжалованию незаконных актов или действий надзорных органов.
Поскольку в целях исполнения требования пункта 16 оспариваемого предписания собственник арендуемого помещения обязывает заявителя снести перегородки, что приведет к прекращению деятельности кафе "Симбирск", следовательно, предписание ответчика в оспариваемой части затрагивает интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пункт 3 ППБ 01-03 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, а именно: приказом МЧС Российской Федерации от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности"; Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; СНиП 2.08-01-89 "Жилые здания", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78; СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятые постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.06.2003 N 109; СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты (статья 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В обоснование заявленных требований общество ссылается на выводы, содержащиеся в заключении общества с ограниченной ответственностью "Газовый и пожарнотехнический сервис" от 17.09.2010 N 96, из которых следует:
1. Размещение кафе не ухудшило условие эвакуации людей с этажей и помещений гостиницы "Венец", так как устроено оно не на путях эвакуации, а пристроено к капитальной стене (оставшаяся ширина прохода составляет 9 м, нормативная, в соответствии п. 6.27 СНиП 21-01-97* - 1,2 м), разборные перегородки, выгораживающие помещение, выполнены из негорючих материалов (стекло в металлическом переплете).
2. В помещении кафе обеспечивается выполнение следующих требований пожарной безопасности:
2.1. Имеются два эвакуационных выхода. Высота эвакуационных выходов в свету 2м, ширина 1,4 м (одновременное пребывание менее 50 человек). Двери выходов открываются по ходу эвакуации из здания. Пути эвакуации из кафе через первый этаж гостиницы соответствуют требованиям нормативных документов. При расстановке столиков обеспечиваются проходы шириной 0,8 м - СНиП 21-01-97* п.6.9, 6.12*, 6.16, 6.17, 6.27.
2.2. Кафе выгорожено разборными перегородками из негорючих металлов - СНиП 21-01-97* п. 6.25.
2.3. В помещении имеется автоматическая пожарная сигнализация - НПБ 110-03 п. 4.
Таким образом, установка перегородок, отгораживающих помещения кафе "Симбирск" от остальной части холла первого этажа гостиницы "Венец", привела к изменению только планировочных решений, то есть, изменение размеров, формы и соотношение помещений здания в плане; фактически существующий путь эвакуации людей из гостиницы "Венец", примыкающий к перегородкам, отгораживающим помещения кафе "Симбирск" от остальной части холла первого этажа гостиницы "Венец", соответствует проектному пути эвакуации людей из гостиницы "Венец", проходящему в этой же части холла (вестибюля) первого этажа гостиницы "Венец"; путь эвакуации людей из гостиницы "Венец", примыкающий к перегородкам, отгораживающим помещения кафе "Симбирск" от остальной части холла (вестибюля) первого этажа гостиницы "Венец", соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности и пригоден для эвакуации инвалидов-колясочников и других маломобильных групп граждан; наличие перегородок, отгораживающих помещения кафе "Симбирск" от остальной части холла первого этажа гостиницы "Венец", не является нарушением требований нормативных актов, регулирующих правоотношения в области пожарной безопасности, действовавших в Российской Федерации по состоянию на 01.12.2010 г.; условия эвакуации людей, находящихся в гостинице "Венец" наружу, на прилегающую к зданию территорию, в случае пожара, независимо от возраста и физического состояния этих людей (в том числе инвалидов-колясочинков и других маломобильных групп граждан), с учетом проектной и фактической ширины и конфигурации пути эвакуации, примыкающего к перегородкам, отгораживающих помещения кафе "Симбирск" от остальной части холла первого этажа гостиницы "Венец", не ухудшает; в наличии перегородок, отгораживающих помещения кафе "Симбирск" от остальной части холла (вестибюля) первого этажа гостиницы "Венец", нарушений требований нормативных актов, регулирующих правоотношения в области пожарной безопасности, действовавших в Российской Федерации по состоянию на 01.12.2010 г., не усматривается.
Исходя из изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.08.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу N А72-7419/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование заявленных требований общество ссылается на выводы, содержащиеся в заключении общества с ограниченной ответственностью "Газовый и пожарнотехнический сервис" от 17.09.2010 N 96, из которых следует:
1. Размещение кафе не ухудшило условие эвакуации людей с этажей и помещений гостиницы "Венец", так как устроено оно не на путях эвакуации, а пристроено к капитальной стене (оставшаяся ширина прохода составляет 9 м, нормативная, в соответствии п. 6.27 СНиП 21-01-97* - 1,2 м), разборные перегородки, выгораживающие помещение, выполнены из негорючих материалов (стекло в металлическом переплете).
2. В помещении кафе обеспечивается выполнение следующих требований пожарной безопасности:
2.1. Имеются два эвакуационных выхода. Высота эвакуационных выходов в свету 2м, ширина 1,4 м (одновременное пребывание менее 50 человек). Двери выходов открываются по ходу эвакуации из здания. Пути эвакуации из кафе через первый этаж гостиницы соответствуют требованиям нормативных документов. При расстановке столиков обеспечиваются проходы шириной 0,8 м - СНиП 21-01-97* п.6.9, 6.12*, 6.16, 6.17, 6.27.
2.2. Кафе выгорожено разборными перегородками из негорючих металлов - СНиП 21-01-97* п. 6.25.
2.3. В помещении имеется автоматическая пожарная сигнализация - НПБ 110-03 п. 4."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2012 г. N Ф06-12380/11 по делу N А72-7419/2010
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5219/12
18.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5219/12
19.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12380/11
02.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11507/11
12.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5555/11
14.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2846/11