г. Казань |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А72-7815/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Киселева А.П. (доверенность от 01.02.2010 б/н), Шапирова В.А. (доверенность от 01.02.2010 б/н),
ответчика - Климовского А.Г. (доверенность от 08.02.2012 N 16-03-09/01408),
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Барышского районного потребительского общества, г. Барыш Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.07.2011 (судья Каргина Е.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)
по делу N А72-7815/2010
по заявлению Барышского районного потребительского общества, г. Барыш Ульяновской области (ИНН 7304000319) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ульяновской области, г. Инза, о признании недействительным решений от 09.07.2010 N 597, 598, при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Барышское районное потребительское общество (далее - Барышское РайПО, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ульяновской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 09.07.2010 N 597, N 598.
В качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.07.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда без изменения от 20.10.2011, заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Барышское РайПО обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в оспоренной части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 18.02.2010 нулевой (уточненной) декларации Барышского РайПО по земельному налогу за 2009 год.
По результатам проверки составлен акт от 20.05.2010 N 635/618, принято решение от 09.07.2010 N 598 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога, доначислении земельного налога в сумме 216 041 руб., начислении пеней по налогу в сумме 9 324, 1 руб.
Инспекцией 09.07.2010 также принято решение N 597 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 10 802, 05 руб. за несвоевременное представление первичной (нулевой) налоговой декларации от 09.02.2010 по земельному налогу за 2009 год.
Барышское РайПО обжаловало решения Инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 02.09.2010 N 16-15-11/11057 и от 02.09.2010 N 16-15-11/11058 решения нижестоящего налогового органа оставлены без изменения.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что на 01.01.2009 кадастровая стоимость спорных земельных участков не утверждена; ссылка налогового органа в оспариваемом решении на постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П, опубликованное в газете "Ульяновская правда" от 17.12.2008 N 102, как на акт законодательства, устанавливающий кадастровую стоимость, необоснованна, так как в этом постановлении не содержится необходимых сведений о кадастровой стоимости, постановление опубликовано 17.12.2008 и может применяться только с 01.01.2010.
Нахождение в пользовании Барышского РайПО земельных участков, перечисленных в решении налогового органа, по мнению заявителя, не свидетельствует о наличии объектов налогообложения, поскольку границы этих земельных участков в соответствии с требованиями законодательства не установлены; временные свидетельства о постоянном (бессрочном) пользовании Барышского РайПО правоустанавливающими документами не являются, выданы в начале производства работ по формированию участков и закреплению прав пользования. Кроме того, налогоплательщик считает, что налоговым органом неверно применены ставки для исчисления земельного налога.
Не соглашаясь с доводами заявителя, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу абзаца 1 пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для такой оценки, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительно власти (пункт 11 Правил).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28.06.2007 N 215, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.07.2007, административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
В соответствии с полномочиями, определенными Положением о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004, Роснедвижимостью был издан приказ от 06.02.2007 N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году", которым утвержден Перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год.
Правительством Ульяновской области было издано постановление от 11.04.2007 N 214-пр "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в 2007 году", которым поручено Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области организовать работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Работы по оценке имеющихся земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области, в том числе спорных земельных участков, были проведены в течение 2007-2008 годов.
Работы по оценке имеющихся земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области и определению их кадастровой стоимости в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, сформированных по состоянию на 01.01.2007, были завершены в полном объеме в конце 2008 года.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П утвержден результат указанной государственно кадастровой оценки земельных участков, действие указанного постановления распространено на правоотношения с 01.01.2008.
По настоящему делу представленными по делу доказательствами установлено, что кадастровая стоимость спорных двадцати девяти земельных участков по состоянию на 01.01.2009 определена исходя из государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П. Кадастровая стоимость определена исходя из утвержденных указанным постановлением удельных показателей кадастровой стоимости (руб/м 2) применительно к видам разрешенного использования и площадей земельных участков налогоплательщика согласно документам государственного земельного кадастра, что соответствует установленному порядку и основано на законодательстве.
Из материалов дела усматривается, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет с разрешенными видами использования: "под существующими складами хранения овощей", "производственные территории", "магазин", "индивидуальное жилищное строительство", "жилищное строительство", "Кафе Березка", "для размещения склада хозмага", "для размещения продуктового магазина", для размещения магазина", "для размещения магазина общепита", "для размещения промтоварного магазина", "для размещения коопзаготпрома".
Примененные удельные показатели кадастровой стоимости согласуются с названными видами разрешенного использования (приложение N 2 к постановлению Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П).
Установлено также, что ставки земельного налога, по которым исчислена его сумма, применены налоговым органом в соответствии с решениями Советов депутатов муниципальных образований Барышского района: Барышского городского поселения от 12.11.2008 N 2/9, Старотимошкинского городского поселения от 18.07.2008 N 23, Земляничненского сельского поселения от 03.06.2008 N 18, Малохом утерского сельского поселения от 29.05.2008 N 15, Поливановского сельского поселения от 28.07.2008 N 22 в размере 0,3 % от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в размере 1,5 % от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В рассматриваемом случае налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2009 год не запросил и не применил кадастровую стоимость земельных участков, которыми открыто пользовался, что не оспаривается, указал в декларации нулевую налоговую базу по налогу.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки нулевой декларации Барышского РайПО по земельному налогу за 2009 год налоговым органом доначислен налог в сумме 216 041 руб. исходя из сведений о кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных уполномоченным территориальным органом Роснедвижимости.
Из содержащихся в кадастровых выписках сведений в отношении спорных участков следует, что их правообладателем является Барышское РайПО.
Судами установлено, что налоговая база, определенная налоговым органом, соответствует сведениям государственного земельного кадастра.
Наличие у налогоплательщика объектов налогообложения - прав бессрочного постоянного пользования спорными земельными участками подтверждено свидетельствами, а также сведениями из базы данных государственного земельного кадастра.
Доказательств каких-либо разногласий, возникших между Барышским РайПО и пользователями смежных земельных участков о местоположении границ, доказательств учета Управлением ФАКОН по Ульяновской области в государственном земельном кадастре неверных удельных показателей кадастровой стоимости материалы дела не содержат.
Право постоянного пользования земельными участками, предоставленными оптово-торговой базе, городскому общепиту РайПО, Барышскому городскому торговорозничному объединению, Барышской базе "Мебельхозторг", объединению коопзаготпром (ОКЗП), перешло к Барышскому РайПО в порядке правопреемства в результате реорганизации в форме присоединения на основании постановлений главы г. Барыша от 24.04.1999 N 81 и от 15.12.1999 N 444.
В силу пункта 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что поскольку при универсальном право преемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Доводы заявителя о безвозмездной передаче 26.07.2005 участка с кадастровым номером 73:22:030203:179 обществу с ограниченной ответственностью "Заготовительная контора" в связи с продажей недвижимости, находящейся на этом участке, и о переходе обязанности по уплате налога к обществу с ограниченной ответственностью "Заготовительная контора" со ссылкой на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-16796/2009, не приняты во внимание.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
В целях налогообложения лицо признается плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права на земельный участок, с позиции гражданско-правовых отношений, переход права постоянного (бессрочного) пользования считается состоявшимся с момента государственной регистрации перехода права собственности на отчужденный объект недвижимого имущества.
Поскольку в данном случае переход права собственности на нежилое помещение к ООО "Заготовительная контора" в 2009 году зарегистрирован не был, что следует из решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-16796/2009 суды указали, что у Барышского РайПО имелась обязанность по уплате в спорном налоговом периоде земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:22:030203:179.
Согласно пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе земле пользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимают решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи (пункт 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
По данному делу в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:22:010303:79, 73:22:010406:101 право бессрочного пользования прекращено постановлением администрации муниципального образования "Барышский район" от 17.06.2009 N 571-А и от 25.09.2009 N 888-А на основании заявления Барышского РайПО.
Не принимая доводы о несформированности земельных участков суды указали, что все земельные участки, по которым заявителю был начислен земельный налог, поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением соответствующих кадастровых номеров, в связи с чем они были признаны объектами налогообложения.
Ссылка заявителя на неопределенность площади земельных участков в выписках из государственного земельного кадастра со ссылкой на статью 69 Земельного кодекса Российской Федерации отклонена, поскольку указанная в государственном земельном кадастре на то, что границы земельных участков не определены, само по себе не является основанием для освобождения уплаты земельного налога.
Площадь принадлежащих заявителю земельных участков определялось налоговым органом на основании правоустанавливающих документов на земельные участки.
Ссылка Барышского РайПО на положения письма Росреестра от 10.06.2010 N 14-4548-ГЕ, в данном случае несостоятельна, поскольку содержащиеся в нем разъяснения касаются вновь образованных и не поставленных на кадастровый учет земельных участков, после вступления в силу Земельного Кодекса Российской Федерации и Закона о государственном кадастре недвижимости N 221 ФЗ.
В данном случае права на земельные участки возникли у Барышского РайПО ранее (в 1992, 1993 годах).
Также обоснованно не принят вывод об отсутствии надлежащей кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009, не доведения её до сведения Барышского РайПО.
Суды указали, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет земельный налог, определяет налоговую базу по налогу с учетом сведений о кадастровой стоимости конкретных земельных участков, полученных им в порядке определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52. Исходя из этого Барышское РайПО должно было запросить сведения о кадастровой стоимости земельных участков у органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, либо использовать сведения полученные с использованием сети Интернет, поскольку именно такой порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости конкретных земельных участков установил законодатель в спорный период (2009 года).
В пункте 14 статьи 396 НК РФ в редакции действовавшей в спорный период указано, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Довод Барышского РайПО о том, что кадастровая стоимость должна утверждаться в отношении конкретного земельного участка правообладателя не может быть принят во внимание.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка представляют налогоплательщикам Территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Указанный довод в жалобе об отсутствии вида разрешенного использования спорных земельных участков также необоснован.
Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости разрешенное использование земельного участка относится к числу сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
На все спорные земельные участки в материалах настоящего дела имеются кадастровые выписки с указанием в них сведений о виде разрешенного использования земельных участков, что подтверждает наличие таких сведений в государственном кадастре недвижимости.
В свою очередь, если Барышское РайПО не согласно, с данными о видах разрешенного использования принадлежащих ему участков, оно вправе оспорить действия и ненормативные акты соответствующих органов внесших такие сведения в Государственный кадастр недвижимости.
У инспекции, оснований сомневается в достоверности представленных сведений, в отношении спорных участков не имелось.
В части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ суды правомерно исходили из того, что сумма штрафа рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, то есть на основании данных, указанных в уточненной налоговой декларации, либо на основании данных по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.
В пункте 3 статьи 114 НК РФ указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Несоблюдение налоговым органом обязанности по установлению смягчающих вину обстоятельств не является основанием для полного освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.
Кроме того, факт занижения налоговой базы, а также несвоевременного представления декларации установлен материалами дела.
Исходя из вышеизложенного, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований заявителя в оспоренной части.
В связи с чем коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по делу N А72-7815/2010 в обжалуемой части оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 статьи 396 НК РФ в редакции действовавшей в спорный период указано, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
...
Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости разрешенное использование земельного участка относится к числу сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
...
В части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ суды правомерно исходили из того, что сумма штрафа рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, то есть на основании данных, указанных в уточненной налоговой декларации, либо на основании данных по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.
В пункте 3 статьи 114 НК РФ указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2012 г. N Ф06-12777/11 по делу N А72-7815/2010