г. Казань |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А55-162/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Губанова М.К., доверенность от 01.01.2012 N СНГ-125/12,
в отсутствие иных лиц, участвующий в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самаранефтегаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2011 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2011 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-162/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области о признании недействительным предписания от 28.09.2010, с участием третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество7) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство природопользования Самарской области) от 28.09.2010 об устранении нарушения лесного законодательства.
Данным предписанием, вынесенным старшим государственным лесным инспектором Сувориным А.А., на общество возложена обязанность заключить договор аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем объектам ОАО "Самаранефтегаз", находящимся на территории лесного фонда Кинельского лесничества путем подачи заявления в министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области согласно Порядка подготовки заключения договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утв. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка", и подписать проект договора аренды земельных участков. На общество также возложена обязанность провести противопожарные мероприятия на территории принадлежащих ему объектов на отдельных лесных участках.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2011 по делу N А55-162/2011 заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительным предписание от 28.09.2010 в части обязания ОАО "Самаранефтегаз" провести противопожарные мероприятия на лесном участке Красносамарского участкового лесничества, квартал 62, выдел 55 по очистке территории от сухостоев, валежника, буреломных деревьев и иных горючих материалов. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2011 решение суда первой инстанции от 07.07.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Самаранефтегаз" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ОАО "Самаранефтегаз" просит отменить решение суда первой инстанции от 07.07.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 04.10.2011 и принять новое решение об удовлетворении его заявления о признании недействительным предписания Министерства природопользования Самарской области от 28.09.2010.
Считает, что суды не дали оценки его доводам об отсутствии у Министерства природопользования Самарской области полномочий обязывать общество заключить договор аренды, такие действия министерства противоречат статьям 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Вывод судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии у общества правоустанавливающих документов на использование земельных участков, отнесенных к категории земель лесного фонда, не соответствуют представленным суду доказательствам, так как обществом для размещения скважин и опор воздушных линий электропередач заключены с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области договоры аренды соответствующих земельных участков, отнесенных в соответствии со сведениями земельного кадастра к категории земель промышленности, такие договоры зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не оспорены и не признаны недействительными. Требование министерства об оформлении договоров аренды на земли, не отнесенные к землям лесного фонда, которые уже находятся в арендном пользовании общества, не соответствуют законодательству. Суд пришел к необоснованному выводу о том, что министерство требует заключения договоров аренды на земли линейных объектов, не дав оценки тому обстоятельству, что обществу предписано заключить договора аренды на ленные участки, занимаемые всеми принадлежащими обществу объектами. Между тем часть объектов, принадлежащих обществу на территории лесничества, линейными объектами не являются (скважины), а для таких линейных объектов, как подземный трубопровод, заключения договора аренды земельного участка в целях его эксплуатации не требуется.
В суде поступил отзыв Министерства природопользования Самарской области на кассационную жалобу, в котором он считает, что рассматриваемый спор не является идентичным со спором, рассмотренным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N ВАС-9908/11, так как предписанием от 28.09.2010 обществу вменено в обязанность заключить договоры аренды не под пролетами линий электропередач, а непосредственно под принадлежащими обществу сооружениями, коммуникациями, трубопроводами. Само требование о понуждении общества заключить договор аренды лесных участков, по мнению министерства, соответствует статьям 8, 9, 21, 25, 45, 74, 82, 83, 94, 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), что подтверждено сложившейся практикой Федерального арбитражного суда Поволжского округа. Принадлежность занимаемых обществом земельных участков к землям лесного фонда подтверждена копиями планшетов лесоустройства, таксационного описания, плана лесного участка, свидетельством о государственной регистрации права РФ на такие участки, как на земли лесного фонда.
Судебное заседание 02.02.2012 было отложено на 16.02.2012. В судебном заседании 16.02.2012 был объявлен перерыв до 22.02.2012.
В судебных заседаниях 02.02.2012 и 16.02.2012 представитель ОАО "Самаранефтегаз" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представил на обозрение судебной коллегии заключенные им с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области договора аренды земельных участков и кадастровые выписки на данные земельные участки. Министерство природопользования Самарской области, а также Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представителей в судебные заседания не направили.
22.02.2012 после объявленного перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьями 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва административного органа, пояснения представителя ОАО "Самаранефтегаз" судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Предметом спора является законность выданного уполномоченным органом субъекта Российской Федерации предписания, обязывающего ОАО "Самаранефтегаз" заключить договора аренды земельных участков Кинельского лесничества по всем объектам ОАО "Самаранефтегаз", находящимся на территории лесного фонда Кинельского лесничества путем подачи заявления в министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области согласно Порядка подготовки заключения договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 8, и подписать проект договора аренды земельных участков. Оспариваемым предписанием на заявителя также возложена обязанность по проведению противопожарных мероприятий на территории принадлежащих ему объектов на отдельных лесных участках.
Суд первой инстанции установил, что ранее, 04.06.2010, ОАО "Самаранефтегаз" уже было выдано предписание, обязывающее общество заключить договора аренды лесных участков Кинельского лесничества, застроенных линейными объектами общества, а также провести противопожарные мероприятия на отдельных лесных участках Кинельского лесничества. Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011 по делу N А55-19695/2010, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций от 11.04.2011 и от 02.08.2011, в удовлетворении заявления о признании недействительным данного предписания в части обязания заключения договоров аренды участков лесного фонда отказано. В настоящее время по данному делу возбуждено надзорное производство (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2011 N ВАС-19398/11).
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о преюдициально доказанных по делу N А55-19695/2010 фактических обстоятельствах: заключения ОАО "Самаранефтегаз" с Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Кинельского района для размещения и строительства сооружений, необходимых для эксплуатации нефтегазовых месторождений, и факта государственной регистрации данных договоров аренды.
Суд также установил, что земельные участки, являющиеся объектами договоров аренды, заключенных с Росимуществом, поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения.
Какие именно договоры аренды заключены обществом с Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, в отношении каких именно земельных участков и конкретных принадлежащих обществу объектов, расположенных на данных земельных участках, суд не установил, данные договора в деле отсутствуют, как сведения земельного кадастра, подтверждающие целевое назначение арендованных земельных участков.
Суд пришел к выводу, что отнесение арендованных обществом земельных участков к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, как заключение обществом договоров аренды данных земельных участков с Росимуществом не освобождает общество от обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке право пользования теми же земельными участками, поскольку они находятся на территории Кинельского лесничества, и являются землями лесного фонда, что подтверждается материалами лесоустройства (планшетом и таксационным описанием) и свидетельством о праве собственности РФ на указанные земельные участки, как на земли лесного фонда, и утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 лесным планом, являющимся основой ведения государственного лесного реестра.
Однако суд не учел следующего.
Особый порядок заключения лесопользователями договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, установленный пунктом 5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и действовавшим в период вынесения оспоренного предписания Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка", распространяется только в отношении земельных участков, отнесенных действующим законодательством к лесным. В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным является участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ. В соответствии со статьями 67, пункта 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены городские леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 92 ЛК РФ).
Следовательно, лесные участки не могут располагаться на землях, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к землям, имеющим целевое назначение, не указанное в статье 67, пункта 3 статьи 23 ЛК РФ. План лесного участка, определяющий его границы, признается юридически действительным только в отношении земель лесного фонда (статья 4.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 217-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Соответственно, сам факт расположения земельного участка на землях, в границах которых осуществляется деятельность Кинельского лесничества не является доказательством отнесения его ни к лесным участкам, ни к землям лесного фонда, целевое назначение земельных участков, прошедших кадастровый учет, определяется в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра, а не по лесному плану.
Установленный пунктом 5 статьи 74 ЛК РФ и действовавшим в период вынесения оспоренного предписания Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" особый порядок заключения договоров аренды к участкам, не являющимся лесными, не может быть применен. Участки, не являющиеся лесными, могут быть переданы собственником, в том числе и Российской Федерацией в лице уполномоченного органа, в аренду хозяйственному обществу в общем порядке, установленном земельным законодательством.
При этом, даже если обществом заключен с уполномоченным органом Российской Федерации договор аренды земельного участка, который, если это будет установлено судом, является лесным, без соблюдения особого порядка заключения таких договоров, установленного лесным законодательством, общество не может быть понуждено к заключению второго договора аренды того же земельного участка, если уже заключенный им договор аренды не расторгнут, не прекратил действие, или не признан судом недействительным.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей правовой оценки доводам ОАО "Самаранефтегаз" о наличии у них заключенных с уполномоченным органом РФ договоров аренды земельных участков, которые в соответствии со сведениями кадастрового учета отнесены к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, и не исследовали представленные им доказательства, которые к материалам дела не приобщены.
Суд также не дал оценки доводам ОАО "Самаранефтегаз" о том, что принадлежащие ему и расположенные на территории Кинельского лесничества объекты недвижимости являются как линейными объектами (в том числе особыми линейными объектами в виде подземных трубопроводов), так и нелинейными объектами - скважинами, учитывая, что эксплуатация линейных объектов отнесена к особому виду лесопользования (статья 45 ЛК РФ), в том числе и не требующего предоставления лесных участков в пользование для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить, в отношении каких именно земельных участков и под какими именно принадлежащими ОАО "Самаранефтегаз" объектами административным органом вынесено предписание о заключении договоров аренды лесных участков, являются ли данные участки лесными либо относятся к землям иного целевого использования, оформлены ли обществом арендные права на земельные участки под принадлежащими ему недвижимыми объектами, признавались ли заключенные обществом договора аренды недействительными, либо были расторгнуты или прекратили действие. Необходимо также дать оценку функциональному назначению расположенным на территории лесничества объектов, установив, являются ли они линейными объектами либо объектами иного назначения, какого вида лесопользование осуществляется обществом в отношении данных объектов, учитывая выводы, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 по делу N 9908-11 относительно особенностей прав лесопользования в отношении линейных объектов. При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания отсутствия у ОАО "Самаранефтегаз" оформленных в соответствии с законом прав на конкретные земельные участки, занятые конкретными принадлежащими обществу объектами, установленной законом обязанности оформления соответствующих прав лесопользования, лежит на министерстве, выдавшем обжалованное предписание. Суду также необходимо дать оценку доводам ОАО "Самаранефтегаз" о нарушении оспариваемым постановлением требований статьи 421 ГК РФ, устанавливающей принцип свободы договора.
В отношении принятого судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Самаранефтегаз" в части признания недействительным предписания от 28.09.2010 об обязании провести противопожарные мероприятия на территории лесных участков Богдановского и Советского участковых лесничеств судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Общество в кассационной жалобе не привело каких-либо доводов, по которым считает решение суда в этой части противоречащим нормам материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции в силу статьи 186 АПК РФ не оснований для проверки законности судебных актов в этой части. Обязанность владельца объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, владельцев линейных объектов по очистке прилегающих к объектам территорий от горючих материалов, в том числе от сухостойной древесно-кустарниковой растительности, установлена пунктами 33-35 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2011 по делу N А55-162/2001 в части отказа в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" о признании недействительным предписания, выданного 28.09.2010 Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, обязывающего общество заключить договор аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем принадлежащим обществу объектам, находящимся на территории лесного фонда Кинельского лесничества путем подачи в установленном порядке заявления в министерство и подписания проекта договора аренды лесных участков, отменить с направлением дела в этой части требований на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В остальной части обжалованные судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При новом рассмотрении суду необходимо установить, в отношении каких именно земельных участков и под какими именно принадлежащими ОАО "Самаранефтегаз" объектами административным органом вынесено предписание о заключении договоров аренды лесных участков, являются ли данные участки лесными либо относятся к землям иного целевого использования, оформлены ли обществом арендные права на земельные участки под принадлежащими ему недвижимыми объектами, признавались ли заключенные обществом договора аренды недействительными, либо были расторгнуты или прекратили действие. Необходимо также дать оценку функциональному назначению расположенным на территории лесничества объектов, установив, являются ли они линейными объектами либо объектами иного назначения, какого вида лесопользование осуществляется обществом в отношении данных объектов, учитывая выводы, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 по делу N 9908-11 относительно особенностей прав лесопользования в отношении линейных объектов. При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания отсутствия у ОАО "Самаранефтегаз" оформленных в соответствии с законом прав на конкретные земельные участки, занятые конкретными принадлежащими обществу объектами, установленной законом обязанности оформления соответствующих прав лесопользования, лежит на министерстве, выдавшем обжалованное предписание. Суду также необходимо дать оценку доводам ОАО "Самаранефтегаз" о нарушении оспариваемым постановлением требований статьи 421 ГК РФ, устанавливающей принцип свободы договора.
В отношении принятого судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Самаранефтегаз" в части признания недействительным предписания от 28.09.2010 об обязании провести противопожарные мероприятия на территории лесных участков Богдановского и Советского участковых лесничеств судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Общество в кассационной жалобе не привело каких-либо доводов, по которым считает решение суда в этой части противоречащим нормам материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции в силу статьи 186 АПК РФ не оснований для проверки законности судебных актов в этой части. Обязанность владельца объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, владельцев линейных объектов по очистке прилегающих к объектам территорий от горючих материалов, в том числе от сухостойной древесно-кустарниковой растительности, установлена пунктами 33-35 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 февраля 2012 г. N Ф06-12338/11 по делу N А55-162/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11199/12
13.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-162/11
29.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12338/11
04.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9523/11