г. Казань |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А06-3865/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
истца - Абрамяна Р.Т., (доверенность от 24.11.2011),
ответчика - Рожковой Т.О., (доверенность от 10.01.2012 N 1),
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, г. Астрахань,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Жевак И.И.)
по делу N А06-3865/2011
по заявлению Управления муниципального имущества Администрации г. Астрахани, г. Астрахань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, г. Астрахань, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильная фирма "Стимул", о признании незаконным решения от 14.03.2011 N 01/206/2010 - 243 - 244 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности от муниципального образования "Город Астрахань" к обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильной фирме "Стимул", права собственности общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильная фирма "Стимул", ограничения (обременения) права собственности общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильная фирма "Стимул" на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани (далее - УМИ администрации г. Астрахани) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление) от 14.03.2011 N 01/206/2010-243-244 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности от муниципального образования "Город Астрахань" (далее - МО "Город Астрахань") к обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильная фирма "Стимул" (далее - ООО "МПФ "Стимул", Общество), права собственности ООО "МПФ "Стимул", ограничения (обременения) права собственности ООО "МПФ "Стимул" на недвижимое имущество, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Адмиралтейская/Кр. Набережная, д. 43/10, литера 3, с холодным пристройкой литера 3, общей площадью 396,8 кв.м. и обязании Управления произвести государственную регистрацию перехода права собственности от МО "Город Астрахань" к ООО "МПФ "Стимул", права собственности ООО "МПФ "Стимул", ограничения (обременения) права собственности ООО "МПФ "Стимул" на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Адмиралтейская/Кр. Набережная, д. 43/10, литера 3, с холодным пристройкой литера 3, общей площадью 396,8 кв.м.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 08.09.2011 в удовлетворении требований было отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит постановление суда апелляционной инстанции от 23.11.2011 отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции от 08.09.2011.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Комитетом по управлению имуществом г. Астрахани и ИЧП ПКФ "Стимул", правопредшественником ООО "МПФ "Стимул", был заключен договор аренды от 15.01.1998 N 5211.
Дополнительным соглашением от 03.08.2009 к договору аренды от 15.01.1998 N 5211, заключенным между Комитетом имущественных отношений г. Астрахани и ООО "МПФ "Стимул", срок договора аренды определен с 01.01.1998 по 05.08.2009.
Дополнительным соглашением от 25.08.2009 к договору аренды от 15.01.1998 N 5211 срок аренды определен с 06.08.2009 по 25.07.2010.
ООО "МПФ "Стимул" обратилось с заявлением о выкупе арендованного имущества и предоставлении рассрочки оплаты приобретаемого имущества 29.06.2010 и выбрало порядок оплаты приобретаемого имущества на 7 лет в период действия Закона Астраханской области от 14.10.2008 N 68/2008-ОЗ.
Между УМИ администрации г. Астрахани и ООО "МПФ "Стимул" был заключен договор купли-продажи объекта недвижимости от 29.07.2010. Управлением 06.10.2010 были приняты документы на государственную регистрацию перехода права собственности от МО "Город Астрахань" к ООО "МПФ "Стимул".
Государственная регистрация была приостановлена в связи с не предоставлением документа об уплате государственной пошлины в размере 30 000 рублей. После устранения данного обстоятельства и проведения повторной проверки документов, регистратор указал, что имеется вновь выявленное препятствие в государственной регистрации, а именно срок рассрочки платежа по договору купли-продажи составляет 7 лет, хотя должен составлять3 года.
Уведомлением Управления от 14.03.2011 N 01/206/2010 - 243-244 в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права, права собственности, ограничения (обременения) права была приостановлена до 18.03.2011 по тем основаниям, что согласно пункту 2.2 вышеназванного договора купли - продажи покупателю предоставляется рассрочка платежа по договору на 7 лет, а на момент заключения договора максимальный срок рассрочки платежа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 961 "О предельных значениях и сроках рассрочки оплаты находящего в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества" составлял 3 года.
В связи с не устранением обстоятельств, послуживших основаниями для приостановления государственной регистрации Управление на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" принял решение, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2011 N 01/206/2010-243-244 (дата отказа была исправлена государственным регистратором на 18.03.2011 года и удостоверена подписью государственного Регистратора).
Данный отказ послужил основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела и следующих норм права.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение Управления от 14.03.2011 N 01/206/2010-243-244 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности незаконным, суд апелляционной инстанции исходил из того, что с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества Общество обратилось 29.06.2010 до истечения срока действия Закона Астраханской области от 14.10.2008 N 68/2008-ОЗ.
Принятие 22.07.2010 постановления о приватизации муниципального имущества N 5145 и заключение 29.07.2010 договора купли-продажи не свидетельствует о том, что приватизация имущества должна была быть осуществлена в соответствии с законодательством, действующим после 01.07.2010.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Такое преимущественное право может быть реализовано, в частности, при условии, что площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Оплата недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ).
В силу статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ, если до 01.01.2009 законом субъекта Российской Федерации не установлены предельные значения площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, предусмотренные соответственно статьями 3 и 5 настоящего Федерального закона, применяются предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством Российской Федерации. До 01.01.2009 Правительство Российской Федерации устанавливает указанные предельные значения и срок рассрочки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 961 "О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества" (пункт 1) установлено предельное значение площади арендуемых помещении, равное 1 000 кв.м.
Из приведенных норм федерального законодательства следует, что предельные значения площади арендуемого имущества и срок рассрочки оплаты такого имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на его приобретение устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом Федеральный закон N 159-ФЗ не предусматривает запрета на установление предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки его оплаты после 01.01.2009.
Федеральным законом N 150-ФЗ от 02.07.2010 в части 3 статьи 10 Федерального закона N 159-ФЗ внесены изменения, заменены слова "2010 года" словами "2013 года".
Закон Астраханской области N 68/2008-ОЗ принят Государственной Думой Астраханской области 25 09.2008, подписан губернатором Астраханской области 14.10.2008, т.е. до 01.01.2009. Положения указанного закона не противоречат содержанию пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах, в период до 01.07.2010 лицо в целях реализации своего преимущественного права в порядке, определяемом Федеральным законом N 159-ФЗ, имело законное право на обращение с соответствующим заявлением, в том числе на выбор порядка оплаты на условиях, действующих на момент обращения, регулируемых Законом Астраханской области N 68/2008-ОЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии отсутствия задолженности по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Право выбора порядка оплаты в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных пределах принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Законом Астраханской области от 06.10.2010 N 51/2010-03 установлены предельные значения площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Астраханской области или в муниципальной собственности, а ст. 3 Закона Астраханской области от 06.10.2010 N 51/2010-03 предельный срок рассрочки оплаты составляет 3 года.
Закон Астраханской области от 06.10.2010 N 51/2010-03 был опубликован 14.10.2010 и вступил в силу 25.10.2010. В соответствии со статьей 4 Закона N 51/2010-03 действие закона распространено на отношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального Закона от 02.07.2010 N 150-ФЗ.
Положения Закона Астраханской области от 06.10.2010 N 51/2010 - 03 не могли быть применены сторонами при заключении договора купли-продажи, в силу их отсутствия.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом.
Процедура приватизации инициирована Обществом 29.06.2010 в период действия Закона Астраханской области от 14.10.2008 N 68/2008 - ОЗ, устанавливающего более продолжительный срок рассрочки - до семи лет. Субъект малого или среднего предпринимательства определяет условия приватизации на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по делу N А06-3865/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии отсутствия задолженности по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Право выбора порядка оплаты в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных пределах принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Законом Астраханской области от 06.10.2010 N 51/2010-03 установлены предельные значения площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Астраханской области или в муниципальной собственности, а ст. 3 Закона Астраханской области от 06.10.2010 N 51/2010-03 предельный срок рассрочки оплаты составляет 3 года.
Закон Астраханской области от 06.10.2010 N 51/2010-03 был опубликован 14.10.2010 и вступил в силу 25.10.2010. В соответствии со статьей 4 Закона N 51/2010-03 действие закона распространено на отношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального Закона от 02.07.2010 N 150-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 февраля 2012 г. N Ф06-724/12 по делу N А06-3865/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-724/12