г. Казань |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А65-16463/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 51 "Тополек" п.г.т. Нижние Вязовые Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.08.2011 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодная С.Т., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-16463/2011
по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 51 "Тополек" п.г.т. Нижние Вязовые Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1081673002839), Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.г.т. Н. Вязовые, к Управлению государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан в лице отдела государственного пожарного надзора в Зеленодольском муниципальном районе, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, об оспаривании постановления от 29.06.2011 N 0326-2011-0593,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Зеленодольскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан от 29.06.2011 N 0326-2011-0593 муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 51 "Тополек" (далее - МДОУ "Детский сад N 51 "Тополек", образовательное учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Данное постановление обжаловано образовательным учреждением в арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.08.2011 по делу N А65-16463/2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 решение суда первой инстанции от 24.08.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба образовательного учреждения - без удовлетворения.
В кассационной жалобе МДОУ "Детский сад N 51 "Тополек" просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение. Считает, что суд не установил и не дал оценки существенным для рассмотрения дела обстоятельствам. А именно тому обстоятельству, что здание, занимаемое образовательным учреждением, введено в эксплуатацию до 2009-2011 годов, и в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ) установленные данным законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены. Суд не принял во внимание особенности финансирования муниципальных образовательных учреждений и представленные учреждением доказательства отсутствия у него финансовых средств для выполнения противопожарных мероприятий, что влечет отсутствие вины. Игнорирование данных обстоятельства привело к неправильному применению судом части 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, считает доказанным как факт административного правонарушения с учетом пункта 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, так и вину образовательного учреждения, вне зависимости от его организационно-правовой формы, так как детский сад является самостоятельным юридическим лицом.
В судебное заседание представители административного органа и лица, привлеченного к административной ответственности, не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва административного органа, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что на основании проведенной 21.06.2011 проверки соблюдения правил противопожарной безопасности в МДОУ "Детский сад N 51 "Тополек" и протокола об административном правонарушении от 28.06.2011 административным органом 29.06.2011 вынесено постановление N 0326-2011-0593 о назначении в отношении МДОУ "Детский сад N 51 "Тополек" административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб. за совершение административного нарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Административный орган факт совершения образовательным учреждением предусмотренного частями 1, 3, 4 КоАП РФ правонарушения обосновал нарушением правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), выразившихся в следующем:
- отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации;
- отсутствии системы оповещения людей о пожаре;
- отсутствии канала передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть;
- отсутствие указателей направления движения к пожарным гидрантам, выполненного в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности (объемах указателей со светильником, или плоских, выполненных с использование светоотражающих покрытий);
- отсутствие на лестничных клетках второго этажа приспособлений для самозакрывания с уплотнениями в притворах;
- отсутствие в помещениях хозяйственного склада и гладильной дверей, отвечающих установленным требованиям огнестойкости;
- применением горючей отделки на путях эвакуации;
- несоответствия плана эвакуации требованиям, установленным государственным стандартом;
- не проведения эксплуатационных испытаний пожарной лестницы;
- эксплуатации светильников с снятыми колпаками (рассеивателями);
- отсутствии эвакуационного освещения.
Дав оценку данным обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии нарушений правил противопожарной безопасности, за которые в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) несет ответственность само образовательное учреждение.
Образовательное учреждение, считая, что в нарушении правил противопожарной безопасности отсутствует его вина, представило суду переписку с собственником в лице его органов управления, из которой следует, что образовательное учреждение просило принять меры содействия в устранении нарушений правил пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре, канала передачи информации в пожарную часть, дверей, отвечающих требованиям огнестойкости, в связи с отсутствием у учреждения денежных средств для устранения данных нарушений. Из имеющихся писем управления образования следует, что собственник не располагает финансовыми возможностями для финансирования необходимых противопожарных мероприятий, не решен окончательно и вопрос полного финансирования данных мероприятий за счет средств республиканского бюджета.
Учитывая, что в силу статьи 38 Закон о пожарной безопасности ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет как лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственники имущества, суд должен был дать оценку данным доводам образовательного учреждения с учетом особенностей его организационно-правовой формы - муниципального бюджетного образовательного учреждения.
КоАП РФ и Закон о пожарной безопасности не устанавливает четких критериев для разделения ответственности собственников имущества и лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться или пользоваться имуществом.
Здание детского сада, в соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", подлежит закреплению собственником - муниципальным образованием, на праве оперативного управления за учреждением.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности. Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения дошкольного образования финансируются собственником.
Ответственность самого образовательного учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем.
Таким образом, судебная коллегия считает, что у административного органа и судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для привлечения образовательного учреждения к ответственности за правонарушения, связанные с отсутствием инженерных противопожарных систем: автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, канала передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть, а также с конструктивными недостатками здания - применением горючей отделки на путях эвакуации, наличием дверей, не соответствующих требованиям огнестойкости, учитывая, что административный орган не опроверг доводов учреждения о невозможности установки таких систем и замены материала отделки путей эвакуации и дверей в связи с неисполнением собственником имущества обязанности по финансированию противопожарных мероприятий в детском саду.
Правомерным является и довод образовательного учреждения о том, что в силу части 4 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ установленные данным законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены на здания предшествующих годов постройки. Однако в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие дату введения в эксплуатацию здания детского сада.
Таким образом, за вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности у административного органа не имелось оснований для привлечения к административной ответственности образовательного учреждения.
Однако иные выявленные нарушения правил пожарной безопасности - отсутствие указателей направления движения к пожарным гидрантам, выполненного в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности (объемных указателей со светильником, или плоских, выполненных с использование светоотражающих покрытий), отсутствие на лестничных клетках второго этажа приспособлений для самозакрывания с уплотнениями в притворах; несоответствия плана эвакуации требованиям, установленным государственным стандартом; не проведения эксплуатационных испытаний пожарной лестницы; эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями); отсутствии эвакуационного освещения, являются самостоятельными нарушениями правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, ответственность за нарушение которых несет администрация образовательного учреждения.
Поскольку административным органом за допущенные нарушения правил пожарной безопасности в их совокупности применено наказание в виде минимально установленного частями 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ штрафа, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.08.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 по делу N А65-16463/2011 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правомерным является и довод образовательного учреждения о том, что в силу части 4 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ установленные данным законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены на здания предшествующих годов постройки. Однако в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие дату введения в эксплуатацию здания детского сада.
Таким образом, за вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности у административного органа не имелось оснований для привлечения к административной ответственности образовательного учреждения.
Однако иные выявленные нарушения правил пожарной безопасности - отсутствие указателей направления движения к пожарным гидрантам, выполненного в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности (объемных указателей со светильником, или плоских, выполненных с использование светоотражающих покрытий), отсутствие на лестничных клетках второго этажа приспособлений для самозакрывания с уплотнениями в притворах; несоответствия плана эвакуации требованиям, установленным государственным стандартом; не проведения эксплуатационных испытаний пожарной лестницы; эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями); отсутствии эвакуационного освещения, являются самостоятельными нарушениями правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, ответственность за нарушение которых несет администрация образовательного учреждения.
Поскольку административным органом за допущенные нарушения правил пожарной безопасности в их совокупности применено наказание в виде минимально установленного частями 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ штрафа, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2012 г. N Ф06-12562/11 по делу N А65-16463/2011