г. Казань |
|
03 апреля 2012 г. |
Дело N А65-20028/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Зайцевой М.В., доверенность от 21.04.2011 N 06-2253,
ответчика - Корепанова Н.А., доверенность от 06.02.2012 б/н,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2011 (судья Ворбьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А65-20028/2011
по заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения и предписания, при участии третьего лица - открытого акционерного общества "Буинский сахарный завод", г. Буинск Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 01.08.2011 по делу N 06-205/2011.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе министерство просит отменить упомянутые судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением антимонопольного органа от 01.08.2011 действия по заключению трехстороннего соглашения от 20.11.2009 об изменении и дополнении договора аренды лесного участка от 28.01.2008 N 1 для осуществления рекреационной деятельности, а равно участие в нем государственного бюджетного учреждения "Буинское лесничество" (далее - учреждение), заключение трехстороннего соглашения от 20.11.2009 об изменении и дополнении договора аренды лесного участка от 28.01.2008 N 1 для осуществления рекреационной деятельности, а равно участие в нем открытого акционерного общества "Буинский сахарный завод" (далее - общество), заключение трехстороннего соглашения от 20.11.2009 об изменении и дополнении договора аренды лесного участка от 28.01.2008 N 1 для осуществления рекреационной деятельности, а равно участие в нем министерства, признаны нарушающими часть 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения учреждению, обществу и министерству выданы предписания от 01.08.2011 N 1-3 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем расторжения трехстороннего соглашения от 20.11.2009 к договору аренды лесного участка от 28.01.2008 N 1 об изменении и дополнении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа от 01.08.2011 N 1 не соответствуют действующему законодательству, министерство обратилось в арбитражный суд.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление ими согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из материалов дела следует, что на основании Протокола N I-12Р аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 11.01.2008, учреждение (арендодатель) по договору аренды лесного участка от 28.01.2008 N 1 предоставило обществу (арендатор) лесной участок площадью 3,8 га для осуществления рекреационной деятельности.
Трехсторонним соглашением от 20.11.2009 об изменении и дополнении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности изменен арендодатель с учреждения на министерство.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 11.03.2009 по делу N 3-17/09 пункт 3.7 раздела 3 Административного регламента предоставления лесных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду по результатам аукциона, утвержденного приказом министерства от 10.09.2008 N 152-ОСН, в соответствии с которым победитель аукциона заключает договор с государственным бюджетным учреждением "Лесничество", признан недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В вышеназванном решении суда отмечено, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Татарстан от 06.04.2005 N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" создаваемые для содействия осуществлению отдельных функций республиканского органа исполнительной власти и находящиеся в его ведении научные, экспертные, учебные и иные государственные учреждения в структуру органа исполнительной власти Республики Татарстан не включаются. Уставы государственных бюджетных учреждений "Лесничество" не определяют данное учреждение в качестве исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, также предусмотрено, что подготовка и заключение договоров в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 11 Правил).
В соответствии со статьей 74 Лесного Кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
С учетом изложенных выше норм суды правомерно указали на то, что договор аренды лесного участка от 28.01.2008 N 1, заключенный между учреждением и обществом в силу статей 168, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожен. Поэтому последующее заключение, не в рамках торгов, трехстороннего дополнительного соглашения между организаторами торгов (министерство), учреждением (арендодатель) и хозяйствующим субъектом (арендатор), согласно которым изменен арендодатель, не приведет к действительности самой сделки (договор аренды) и нарушает требования части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.02.2011 по делу N А65-36607/2009.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу N А65-20028/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
С учетом изложенных выше норм суды правомерно указали на то, что договор аренды лесного участка от 28.01.2008 N 1, заключенный между учреждением и обществом в силу статей 168, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожен. Поэтому последующее заключение, не в рамках торгов, трехстороннего дополнительного соглашения между организаторами торгов (министерство), учреждением (арендодатель) и хозяйствующим субъектом (арендатор), согласно которым изменен арендодатель, не приведет к действительности самой сделки (договор аренды) и нарушает требования части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.02.2011 по делу N А65-36607/2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2012 г. N Ф06-2032/12 по делу N А65-20028/2011