г. Казань |
|
16 мая 2012 г. |
Дело N А55-17630/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Кочеткова В.В. (доверенность от 05.08.2011 N 6/1711),
ответчика - Семкина С.Г. (доверенность от 10.01.2012 N 04-05/01),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А55-17630/2011
по заявлению Управления вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары о признании частично недействительным решения от 30.06.2011 N 14-21/43,
УСТАНОВИЛ:
Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее - ответчик, Инспекция) от 30.06.2011 N 14-21/43 в части привлечения к налоговой ответственности и уплаты штрафа в общей сумме 2 772 436 руб. 38 коп., требования об уплате недоимки по налогу на прибыль организаций за 2008-2010 годы в общей сумме 15 478 116 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в общей сумме 1 841 421 руб. 95 коп., внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль, транспортного налога, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2008 до 31.12.2010.
Результаты проверки оформлены актом от 01.06.2011 N 14-06/03803.
На основании данного акта, материалов проверки, представленных заявителем возражений 30.06.2011 ответчиком принято решение N 14-21/43.
Указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 2 772 436 руб. 38 коп., предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций за 2008-2010 годы в общей сумме 15 478 116 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в общей сумме 1 841 421 руб. 95 коп.
Указанное решение в соответствии со статьями 101 и 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) было обжаловано заявителем в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, решением которого от 04.08.2011 N 03-15/18371 обжалуемый ненормативный акт оставлен без изменения.
Заявитель в обоснование своей позиции указал на полное перечисление средств, полученных за оказанные услуги в соответствии с заключенными договорами по охране имущества, в доход федерального бюджета. По мнению заявителя отсутствуют признаки объекта налогообложения по налогу на прибыль. Ссылаясь на положения статьи 321.1 НК РФ, согласно которой, налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности, заявитель указывает на состояние лицевых счетов за спорный период, согласно которым доходы и расходы составили: за 2008 год расходы - 49 237 788 руб. 19 коп.; доходы - 19 218 361 руб. 71 коп.; за 2009 год расходы - 57 730 532 руб. 03 коп.; доходы - 24 271 711 руб.; за 2010 год расходы - 57 987 910 руб. 37 коп.; доходы - 24 727 947 руб.
Таким образом, по мнению заявителя, поскольку финансирование производится в полном объеме из федерального бюджета и на будущий финансовый год составляется смета расходов, которая равна ожидаемой сумме платы за услуги, предоставляемые на договорной основе, либо превышает ее, то прибыли не возникает.
Не соглашаясь с доводами заявителя, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статьи 246 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, регулирование данного налога осуществляется в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом положениями статьи 321.1 НК РФ (действовавшей до 01.01.2011) были установлены особенности ведения налогового учета, исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями.
На основании пункта 1 статьи 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 321.1 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ, если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала (с 01.01.2006 включены расходы на ремонт основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств) за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Ранее из положений статьи 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" следовало, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.
Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, предусматривалось, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, Законом "О милиции" был предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из статьи 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" в Положение от 14.08.1992 N 589 были внесены изменения, согласно которым из пункта 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме этого, утратил силу пункт 11 данного Положения, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров. Положение о централизованном резервном фонде утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией Положения от 14.08.1992 N 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (пункт 10).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В статье 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Таким образом, до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средств в бюджет подразделениям вневедомственной охраны необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По данному делу судами установлено, заявитель оказывает услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе.
В соответствии с представленными в материалы дела лицевыми счетами и объяснениями заявителя установлено, что средства, получаемые заявителем по договорам охраны с юридическими и физическими лицами, относятся к доходам за оказание платных услуг и отражаются в бюджетном учете федерального казначейства по статье 130 бюджетной классификации.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен статьей 251 НК РФ, и к таким доходам не отнесены доходы об оказании услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату.
В связи с чем суды пришли к выводу о том, что полученные заявителем денежные средства по договорам на охрану имущества и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности, являются выручкой от реализации услуг и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом также со ссылкой на статью 321.1 НК РФ указали, что заявителю необходимо выделить доходы и расходы от приносящей доход деятельности и средств, поступающих из бюджета на счет заявителя на обеспечение его деятельности. При ведении раздельного учета доходов и расходов по деятельности, приносящей доход, заявитель сможет отражать их в налоговой декларации по налогу на прибыль, тем самым показывая наличие или отсутствие налогооблагаемой базы.
Представленные в ходе налоговой проверки документы не позволяют установить затраты, которые понесены заявителем непосредственно при осуществлении охраны по конкретным договорам (государственным контрактам).
Другим доводам кассационной жалобы судами дана надлежащая оценка и коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 по делу N А55-17630/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
...
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен статьей 251 НК РФ, и к таким доходам не отнесены доходы об оказании услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату.
В связи с чем суды пришли к выводу о том, что полученные заявителем денежные средства по договорам на охрану имущества и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности, являются выручкой от реализации услуг и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом также со ссылкой на статью 321.1 НК РФ указали, что заявителю необходимо выделить доходы и расходы от приносящей доход деятельности и средств, поступающих из бюджета на счет заявителя на обеспечение его деятельности. При ведении раздельного учета доходов и расходов по деятельности, приносящей доход, заявитель сможет отражать их в налоговой декларации по налогу на прибыль, тем самым показывая наличие или отсутствие налогооблагаемой базы."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2012 г. N Ф06-3103/12 по делу N А55-17630/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9424/12
11.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9424/12
16.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3103/12
28.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1140/12
29.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-17630/11