г. Казань |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А65-22843/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 11 "Антошка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", г. Зеленодольск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2011 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-22843/2011
по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 11 "Антошка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ИНН 1648008442, ОГРН 1021606758491) г. Зеленодольск, к отделу надзорной деятельности Зеленодольского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного Управления государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Зеленодольск, об оспаривании постановления от 20.09.2011 N 0326-2011-0727, с участием заинтересованного лица: Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск, Республика Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности Зеленодольского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного Управления государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Татарстан от 20.09.2011 N 0326-2011-0727 муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение N 11 "Антошка" (далее - МБДОУ N 11 "Антошка", общеобразовательное учреждение, учреждение) привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Образовательное учреждение в порядке, установленном параграфом вторым главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления органа пожарного надзора и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2011 по делу N А65-22843/2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба образовательного учреждения - без удовлетворения.
В кассационной жалобе образовательное учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении его заявления об отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Считает, что суд не принял во внимание, что образовательное учреждение не могло исполнитель предписание органа пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности в связи с отсутствием средств для его исполнения, а также несоразмерного срока для его исполнения; суд не учел, что здание детского сада введено в эксплуатацию в 1985 году, и приведение его в соответствие с ежегодно меняющимися требованиями пожарной безопасности требуют значительных финансовых затрат.
В суд поступил отзыв органа пожарного надзора на кассационную жалобу, в котором он просит отказать в удовлетворении жалобы. Считает, что вина образовательного учреждения в нарушении обязательных требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", доказана, наказание назначено в пределах минимальной санкции статьи 20.4 КоАП РФ. По мнению органа пожарного надзора, доводы учреждения об отсутствии у него финансовых средств для исполнения требований пожарной безопасности не влияет на квалификацию правонарушения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва органа пожарного надзора, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности органом пожарного надзора наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 КоАП РФ, выразившимся в нарушении указанных в постановлении требований пожарной безопасности. При этом суды не приняли во внимание доводы образовательного учреждения об отсутствии у него денежных средств для исполнения требований пожарной безопасности, ввиду отсутствия финансирования таких расходов со стороны собственника, придя к выводу, что обязанность по выполнению требований пожарной безопасности целиком лежит на образовательном учреждении, являющемся юридическим лицом.
Однако суды не приняли во внимание часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом обязанность доказывания возможности соблюдения юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ лежит на административном органе.
Вмененные в вину образовательному учреждению нарушения требований пожарной безопасности, за исключением несоответствия имеющегося плана эвакуации требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009, относятся к нарушениям требований технических регламентов пожарной безопасности, предъявляемых к объекту защиты, то есть к зданию, занимаемому образовательным учреждением.
Учитывая, что здание, как утверждает учреждение, введено в эксплуатацию в 1985 году (иного органом пожарного надзора не доказано), подлежит применению часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Соответственно орган пожарного надзора, обязывая образовательное учреждение привести объект защиты в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности, должен обосновать невозможность дальнейшей эксплуатации здания в существующем состоянии вследствие угрозы возникновения пожара, в частности - путем представления расчета пожарного риска, как это вытекает из смысла части 2 статьи 6 того же закона. Такого расчета, либо иных доказательств наличия угрозы возникновения пожара, связанного с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, в деле не имеется.
При этом, поскольку обязанность принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности законом возложена на собственника объекта защиты либо на лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться таким объектом, необходимо определить лицо, ответственное за выполнение требований технических регламентов пожарной безопасности - собственника или лица, владеющего объектом защиты, с учетом особенностей правового статуса МБДОУ N 11 "Антошка", как бюджетного образовательного учреждения.
Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником, финансовое обеспечения деятельности бюджетного учреждения также возлагается на собственника. При этом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Соответственно, собственник должен передать учреждению в управление здание, соответствующее требованиями пожарной безопасности, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели. Администрация образовательного учреждения, в соответствии с действующими Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденными Гособразованием СССР 10.05.1989, введенных в действие приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541 обязана обеспечить только обслуживание и техническую эксплуатацию переданных образовательному учреждению зданий и инженерных систем в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Следовательно, отсутствие финансирования со стороны собственника имущества муниципального образовательного учреждения установленных действующими требованиями технических регламентов пожарной безопасности к переданному учреждению в оперативное управление зданию, о чем заявляло учреждение в судах первой и апелляционной инстанции с представлением доказательств (л.д. 39-47), с учетом части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, которые не опровергнуты органом пожарного надзора, свидетельствуют об отсутствии вины учреждения в совершении административного правонарушения, поскольку не доказана финансовая возможность соблюдения им требований технических регламентов. Отсутствие вины влечет отсутствие состава административного правонарушения.
Кроме этого, целью административного наказания, согласно статье 3.1 КоАП РФ, является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Наложение на муниципальное образовательное учреждение штрафа за нарушение требований пожарной безопасности повлечет изъятие у него целевых бюджетных средств, закрепленных за ним собственником - муниципальным образованием, с дальнейшим зачислением их в тот же муниципальный бюджет (подпункт 7 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Применение административного наказания в виде штрафа, в данном случае, приведет к негативным последствиям в виде недостаточности целевых денежных средств для финансирования образовательной деятельности, и никак не соответствует принципу предупреждения совершения новых правонарушений.
Вмененное образовательному учреждению нарушение, выразившееся в несоответствии плана эвакуации на случай возникновения пожара требованиям ГОСТ Р12.2.143-2009, не соответствует пункту 16 Правил пожарной безопасности 01-03. Данный пункт устанавливает обязательность разработки и размещения плана (схемы) эвакуации, но не содержит требований к содержанию такого плана. В чем заключается несоответствие имеющегося плана эвакуации требованиям ГОСТ Р12.2.143-2009, в отсутствие в деле и самого текста данного стандарта и сведений о его публикации, орган пожарного надзора не указал.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов вследствие неправильного применения судами норм материального права, что повлекло недоказанность наличия вмененного образовательному учреждению состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований об отмене постановления по делу об административном правонарушении в силу статей 29.9, 24.5 КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 по делу N А65-22843/2011 отменить.
Заявление муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 11 "Антошка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" удовлетворить. Постановление отдела надзорной деятельности Зеленодольского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного Управления государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Татарстан от 20.09.2011 N0326-2011-0727 об административном правонарушении признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником, финансовое обеспечения деятельности бюджетного учреждения также возлагается на собственника. При этом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Соответственно, собственник должен передать учреждению в управление здание, соответствующее требованиями пожарной безопасности, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели. Администрация образовательного учреждения, в соответствии с действующими Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденными Гособразованием СССР 10.05.1989, введенных в действие приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541 обязана обеспечить только обслуживание и техническую эксплуатацию переданных образовательному учреждению зданий и инженерных систем в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Следовательно, отсутствие финансирования со стороны собственника имущества муниципального образовательного учреждения установленных действующими требованиями технических регламентов пожарной безопасности к переданному учреждению в оперативное управление зданию, о чем заявляло учреждение в судах первой и апелляционной инстанции с представлением доказательств ... , с учетом части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, которые не опровергнуты органом пожарного надзора, свидетельствуют об отсутствии вины учреждения в совершении административного правонарушения, поскольку не доказана финансовая возможность соблюдения им требований технических регламентов. Отсутствие вины влечет отсутствие состава административного правонарушения.
Кроме этого, целью административного наказания, согласно статье 3.1 КоАП РФ, является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Наложение на муниципальное образовательное учреждение штрафа за нарушение требований пожарной безопасности повлечет изъятие у него целевых бюджетных средств, закрепленных за ним собственником - муниципальным образованием, с дальнейшим зачислением их в тот же муниципальный бюджет (подпункт 7 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Применение административного наказания в виде штрафа, в данном случае, приведет к негативным последствиям в виде недостаточности целевых денежных средств для финансирования образовательной деятельности, и никак не соответствует принципу предупреждения совершения новых правонарушений.
Вмененное образовательному учреждению нарушение, выразившееся в несоответствии плана эвакуации на случай возникновения пожара требованиям ГОСТ Р12.2.143-2009, не соответствует пункту 16 Правил пожарной безопасности 01-03. Данный пункт устанавливает обязательность разработки и размещения плана (схемы) эвакуации, но не содержит требований к содержанию такого плана. В чем заключается несоответствие имеющегося плана эвакуации требованиям ГОСТ Р12.2.143-2009, в отсутствие в деле и самого текста данного стандарта и сведений о его публикации, орган пожарного надзора не указал.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов вследствие неправильного применения судами норм материального права, что повлекло недоказанность наличия вмененного образовательному учреждению состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований об отмене постановления по делу об административном правонарушении в силу статей 29.9, 24.5 КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2012 г. N Ф06-1901/12 по делу N А65-22843/2011