г. Казань |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А12-14969/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
в отсутствие иных, лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк", г. Москва, (Волгоградский региональный филиал)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.11.2011 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Кузьмичев С.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-14969/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" (Волгоградский региональный филиал) к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области о признании недействительными предписания и акта проверки,
УСТАНОВИЛ:
на основании распоряжения заместителя руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 30.05.2011 проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей Волгоградским региональным филиалом открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее - ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк", банк).
По результатам проведения проверки 29.06.2011 составлен акт N 5, и 01.07.2011 направлено предписание N 06/06-07-10126-11 об устранении выявленных нарушений.
Банк в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными акта проверки от 29.06.2011 N 5 и предписания от 01.07.2011 N 1.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.11.2011 производство по делу N А12-14969/2011 в части требований о признании недействительным акта от 29.06.2011 N 5 прекращено. В удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 01.07.2011 N 1 отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба банка без удовлетворения.
В кассационной жалобе банк просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что суд не дал оценки его доводам о допущенных надзорным органом нарушениях при проведении проверки соблюдения банком обязательных требований законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; не согласен с выводами надзорного органа о наличии нарушений прав потребителей.
В судебное заседание представители банка и Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Роспотребнадзор, надзорный орган), извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 АПК РФ, не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятых судебных актов с направлением дела на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
Банком заявлено два требования - о признании недействительным акта проверки от 29.06.2011 N 5 по основаниям допущенных при проведении проверки нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), а также о признании недействительным предписания, вынесенного по результатам проверки, об устранении допущенных нарушений прав потребителей.
Суд первой инстанции, рассмотрев требование о признании недействительным предписания от 01.07.2011 по существу, прекратил производство по требованию о признании недействительным акта проверки от 29.06.2011, придя к выводу, что акт проверки не может быть оспорен в судебном порядке, так как не обладает признаками ненормативного акта, поскольку не устанавливает прав и обязанностей и не содержит обязательных для исполнения правил и предписаний.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доводы банка о несоблюдении Роспотребнадзором порядка проведения проверок требованиям Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не могут быть приняты во внимание, поскольку данный закон в силу пункта 9 части 3.1 статьи 1 не распространяется на проверки при осуществлении контроля на финансовых рынках.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций не основаны на нормах материального права.
Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, устанавливающий обязательные требования к порядку проведения органами государственного контроля (надзора) проверок соблюдения юридическими лицами требований законодательства, распространяется на проверки соблюдения юридическими лицами обязательных требований законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, проводимые органами Роспотребнадзора.
Надзор за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей, осуществляемый органами Роспотребнадзора, не является контролем на финансовых рынках, осуществляемым Федеральной службой по финансовым рынкам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2004 N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам".
Проведение органами Роспотребнадзора проверок соблюдения юридическими лицами, в том числе банками, законодательства о защите прав потребителей регулируется нормами Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, так как данный вид надзорной деятельности не указан в части 3.1 статьи 1 данного закона. О том же прямо указано в действующей редакции статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей": к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В соответствии со статьей 20 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с нарушением установленных данным законом требований, подлежат отмене судом на основании заявления проверяемого лица. Поскольку результаты проверки, в соответствии со статьей 16 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, оформляются актом по установленной форме, заявленное банком требование о признании недействительным акта проверки по основаниям нарушения при проведении проверки требований Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, соответствуют закону, и у суда не имелось правовых оснований для прекращения производства по данному требованию.
При этом, поскольку статья 20 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ устанавливает правовые последствия грубых нарушений требований закона при проведении проверки в виде отсутствия доказательственной силы результатов такой проверки, данное обстоятельство имеет существенное значение для рассмотрения требования о признании недействительным предписания надзорного органа, вынесенного по результатам проверки.
Суды первой и апелляционной инстанции, прекращая производство по требованию банка о признании недействительным акта проверки, неправильно применили нормы материального права, что повлекло неправильное применение норм процессуального права, и является основанием для отмены обжалованных судебных актов в силу статьи 288 АПК РФ с направление дела на рассмотрение в суд первой инстанции по существу. Учитывая, что требование о признании недействительным предписания, вынесенного по результатам проверки, не может быть рассмотрено без оценки законности действий надзорного органа при проведении проверки, судебные акты подлежат отмене в целом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.11.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по делу N А12-14969/2011 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Волгоградской области на новое рассмотрение по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 20 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с нарушением установленных данным законом требований, подлежат отмене судом на основании заявления проверяемого лица. Поскольку результаты проверки, в соответствии со статьей 16 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, оформляются актом по установленной форме, заявленное банком требование о признании недействительным акта проверки по основаниям нарушения при проведении проверки требований Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, соответствуют закону, и у суда не имелось правовых оснований для прекращения производства по данному требованию.
При этом, поскольку статья 20 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ устанавливает правовые последствия грубых нарушений требований закона при проведении проверки в виде отсутствия доказательственной силы результатов такой проверки, данное обстоятельство имеет существенное значение для рассмотрения требования о признании недействительным предписания надзорного органа, вынесенного по результатам проверки."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2012 г. N Ф06-3410/12 по делу N А12-14969/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-14969/11
23.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10428/12
31.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10428/12
28.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3410/12
02.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9900/11