г. Казань |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А55-14252/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Жилнина С.Н. (доверенность от 21.12.2011 N 470),
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2010 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-14252/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лепта", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения от 21.04.2011 N 12-1/3491/09,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лепта" (далее - заявитель, ООО "Лепта", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием признать недействительным решение Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) от 21.04.2011 N 12-1/3491/09 об отказе в предоставлении ООО "Лепта" в собственность за плату земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просит вышеуказанные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Обществу отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, заявитель 24.09.2009 обратился с заявлением в Министерство о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, д. 14.
Письмом Министерства от 21.04.2011 за N 12-1/3491/09 "Об отказе в предоставлении земельного участка" заявителю было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:00322 (л.д. 39-40).
Отказ ответчика мотивирован отсутствием у заявителя на праве собственности здания, строения, сооружения, а также отсутствием намерения продать данный земельный участок (пункт 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Заявитель, не согласившись с вынесенным отказом, обратился в Арбитражный суд Самарской области.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, запрет на его приватизацию не установлен, указанный земельный участок не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, пришли к выводу, что оспариваемый Обществом отказ не соответствует статьям 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в связи с чем удовлетворили заявленные обществом требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 указанного Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка ответчик в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.09.2006 N 268 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства с объектом учета Единого реестра является объект капитального строительства, подлежащий государственному техническому учету и технической инвентаризации, независимо от формы собственности и назначения. В Едином реестре учитываются такие объекты недвижимости, как: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, их части (помещения).
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требования заявителя, установили следующие обстоятельства: между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и заявителем был заключен договор аренды земельного участка от 27.06.2006 N 028091з, площадью 2 206,35 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, д. 14 под цистерны и операторскую - хранилище (сборно-разборной конструкции).
Согласно материалам дела, заявителем была получена Лицензия от 25.09.2007 N 3 0644, адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Самара, Заводское шоссе, д. 14.
В соответствии с техническим обследованием по состоянию на 18.08.2009 (момент подачи заявления), Самарским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" было установлено, что цистерны и операторская - хранилище (сборно-разборной конструкции) расположенные на земельном участке по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, д. 14 по своим техническим характеристикам не являются объектами капитального строительства, что подтверждено ответом Управления Росреестра по Самарской области от 09.09.2009 N 01/093/2009-12, указывающего, что сведения об объекте недвижимого имущества (цистерны и операторская - хранилище (сборно-разборной конструкции), расположенные по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, д. 14, в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на эти объекты отсутствуют (л.д. 65-66).
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Министерство не представило доказательств того, что данный земельный участок изъят из оборота, установлен запрет на его приватизацию, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из вышеуказанного ответчик, отказав в предоставлении в собственность за выкуп заявителю спорного земельного участка, нарушил права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам, а удовлетворение заявленных требований - правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу N А55-14252/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
...
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2012 г. N Ф06-2975/12 по делу N А55-14252/2011
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11090/12
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11090/12
28.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2975/12
11.03.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2111/12
01.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15553/11
25.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14252/11