г. Казань |
|
19 июня 2012 г. |
Дело N А55-36181/2009 |
См. также Постановление ФАС ПО от 17 ноября 2010 г. N А55-36181/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Герасимовой Е.П., Аглиуллиной Ф.Г.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Автозаводского отделения N 8213 - Матушкиной А.А., доверенность от 09.09.2011 N 5190,
общества с ограниченной ответственностью "Чистый мир" - Казибрит О.В., доверенность от 01.02.2011 б/н,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Автозаводского отделения N 8213
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 (председательствующий судья Александров А.И., судьи Каплин С.Ю., Липкинд Е.Я.)
по делу N А55-36181/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Автозаводского отделения N 8213 о признании недействительным плана внешнего управления в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Автокомпонент РВ", Самарская область, г. Тольятти (ИНН 6323086535),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2010 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автокомпонент РВ" (далее - ООО "Автокомпонент РВ", Общество, должник) введена процедура наблюдения. Временным управляющим утверждена Пронюшкина Виктория Юрьевна.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 внешним управляющим Общества утвержден Бобров Андрей Александрович.
Открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании плана внешнего управления ООО "Автокомпонент РВ" недействительным.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 24.11.2011 заявление ОАО "Сбербанк России" удовлетворено. План внешнего управления ООО "Автокомпонент РВ" признан недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 определение Арбитражного суда Самарской области от 24.11.2011 отменено, в удовлетворении заявления ОАО "Сбербанк России" в лице Автозаводского отделения N 8213 о признании плана внешнего управления ООО "Автокомпонент РВ" от 24.05.2011 недействительным отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Сбербанк России" просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 отменить, определение Арбитражного суда Самарской области от 24.11.2011 оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы считает, что постановление апелляционной инстанции вынесено при неполном исследовании фактических обстоятельств по делу.
В судебном заседании 05.06.2012 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 10 часов 40 минут 09.06.2012. Соответствующая информация была размещена на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Проверив законность обжалованного судебного акта в порядке, установленном статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает ее подлежащей удовлетворению.
Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 Закона о банкротстве план внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Также план внешнего управления должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, что закреплено в пункте 2 статьи 106 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 6 статьи 107 Закона о банкротстве, план внешнего управления может быть признан недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены.
Судом первой инстанции было установлено, что планом внешнего управления должника были предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: осуществление текущей деятельности; заключение с кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов, мирового соглашения в рамках дела о банкротстве; привлечение третьих лиц для исполнения обязательств должника, увеличение уставного капитала за счет взносов участников и третьих лиц; привлечение инвесторов с целью увеличения уставного капитала должника до размера, позволяющего провести расчеты с кредиторами по требованиям, включенным в реестр. При этом предполагалось, что условия мирового соглашения должны разрабатываться в соответствии со схемой погашения задолженности ООО "Чистый мир", предусматривать дисконтирование (прощение) задолженности, включенной в реестр кредиторов, рассрочкой погашения задолженности.
07 ноября 2011 г. собранием кредиторов должника были внесены изменения в план внешнего управления должника, в т.ч. определено начисление кредиторам процентов, принятие мер по восстановлению платежеспособности должника в виде привлечения третьих лиц (лица) для исполнения обязательств должника, проведение работы по увеличению уставного капитала за счет взносов участников и третьих лиц. В целях чего арбитражный управляющий проводит работу по привлечению инвестора. Арбитражным управляющим представлены доказательства принятия мер по поиску инвестора, а также ведения переговоров.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая план внешнего управления должника - ООО "Автокомпонент РВ", недействительным, суд первой инстанции установил, что рассматриваемый план не содержит точного указания условий и порядка реализации мер, расходов на их реализацию и иные расходы должника, не содержит конкретного срока восстановления платежеспособности. Документального обоснования реализации мер, указанных в плане внешнего управления, в установленный срок внешним управляющим не представлено. Меры по восстановлению платежеспособности должника не основаны на каких-либо финансовых показателях должника и не конкретизированы, что свидетельствует об отсутствии возможности в полной мере реализовать данные меры. В представленном плане внешнего управления отсутствует конкретная информация об источниках поступления прибыли, планируемой к формированию в целях накопления денежных средств для расчетов с кредиторами, а также отсутствует информация о наличии контрактно-договорной базы. В плане внешнего управления не отражена информация о планируемом достаточном накоплении денежных средств, позволяющих восстановить платежеспособность должника к окончанию срока внешнего управления.
Целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника путем реализации мер предусмотренных планом и прекращение дела о банкротстве, что закреплено в пункте 2 статьи 120 Закона о банкротстве, в оспариваемом плане внешнего управления в качестве одной из мер по восстановлению платежеспособности должника предусмотрен переход к другой процедуре - заключению мирового соглашения с конкурсными кредиторами.
Суд апелляционной инстанции, отменяя определение суда первой инстанции, опроверг выводы суда первой инстанции, указав на непредставление ОАО "Сбербанк России" доказательств нарушения прав и законных интересов принятым планом внешнего управления.
Между тем, судом апелляционной инстанции не было учтено следующее.
Представленный план внешнего управления в том числе, предполагает восстановление платежеспособности должника путем заключения мирового соглашения.
Содержащееся в плане условие мирового соглашения в свою очередь предполагает дисконтирование (прощение) кредиторами части долга в пределах 50-70 процентов от общей суммы долга и рассрочку погашения оставшейся части долга в период с августа 2012 по июль 2022 года.
В этой связи, с учетом заявления ОАО "Сбербанк России" о том, что оно не намерено заключать мировое соглашение на таких неприемлемых для него условиях, и голосования этого кредитора против представленной редакции плана внешнего управления, а также с учетом того, что требование ОАО "Сбербанк России" обеспечено залогом имущества должника и, следовательно, без его участия мировое соглашение не может заключаться в силу статьи 150 Закона о банкротстве, суду следовало оценить план внешнего управления как на соответствие статьям 106, 109 Закона о банкротстве, так и на обоснованность его расчетов и исполнимость в отсутствие мирового соглашения о прощении части долга в размере 50-70 процентов от всей суммы долга и длительной рассрочки погашения оставшейся его части.
Расчеты плана внешнего управления и иные меры по восстановлению платежеспособности должника основаны на возможном заключении мирового соглашения и вытекают из его условий.
При этом возможность восстановления платежеспособности иным способом план внешнего управления не содержит.
Перечень мер приведен в статье 109 Закона о банкротстве и является открытым. В целях восстановления платежеспособности предусмотрено применение в отношении должника иных мер, допускаемых федеральными законами и не нарушающие права и законные интересы иных лиц.
Уменьшение начисляемой процентной ставки не является мерой, применяемой в качестве восстановления платежеспособности должника.
В силу статьи 95 Закона о банкротстве, уменьшение начисляемой процентной ставки возможно только по соглашению внешнего управляющего с конкурсным кредитором. В случае не достижения согласия проценты начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления.
Из материалов дела следует, что ОАО "Сбербанк России" своего согласия на уменьшение процентной ставки не давал и голосовал против утверждения плана внешнего управления, поскольку при реализации данной меры ОАО "Сбербанк России" будут причинены значительные убытки.
В этой связи суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции относительно отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов ОАО "Сбербанк России".
Кроме этого, судом первой инстанции правильно отмечено, что в целом план внешнего управления носит предположительный характер, конкретных мер по восстановлению платежеспособности должника, план внешнего управления не содержит.
При таких данных, суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о признании плана внешнего управления ООО "Автокомпонент РВ" недействительным, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе определения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 по делу N А55-36181/2009 отменить, определение Арбитражного суда Самарской области от 24.11.2011 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержащееся в плане условие мирового соглашения в свою очередь предполагает дисконтирование (прощение) кредиторами части долга в пределах 50-70 процентов от общей суммы долга и рассрочку погашения оставшейся части долга в период с августа 2012 по июль 2022 года.
В этой связи, с учетом заявления ОАО "Сбербанк России" о том, что оно не намерено заключать мировое соглашение на таких неприемлемых для него условиях, и голосования этого кредитора против представленной редакции плана внешнего управления, а также с учетом того, что требование ОАО "Сбербанк России" обеспечено залогом имущества должника и, следовательно, без его участия мировое соглашение не может заключаться в силу статьи 150 Закона о банкротстве, суду следовало оценить план внешнего управления как на соответствие статьям 106, 109 Закона о банкротстве, так и на обоснованность его расчетов и исполнимость в отсутствие мирового соглашения о прощении части долга в размере 50-70 процентов от всей суммы долга и длительной рассрочки погашения оставшейся его части.
...
Перечень мер приведен в статье 109 Закона о банкротстве и является открытым. В целях восстановления платежеспособности предусмотрено применение в отношении должника иных мер, допускаемых федеральными законами и не нарушающие права и законные интересы иных лиц.
...
В силу статьи 95 Закона о банкротстве, уменьшение начисляемой процентной ставки возможно только по соглашению внешнего управляющего с конкурсным кредитором. В случае не достижения согласия проценты начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2012 г. N Ф06-4119/12 по делу N А55-36181/2009
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-36181/09
19.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4119/12
23.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15099/11
18.11.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12433/11
09.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1849/11
14.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1849/11
17.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-36181/2009