г. Казань |
|
27 июня 2012 г. |
Дело N А49-5256/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие извещенных сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кондитерский Дом "Радуга", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.01.2012 (судья Телегин А.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи Радушева О.Н., Серова Е.А.)
по делу N А49-5256/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кондитерский Дом "Радуга", г. Пенза (ИНН 5837035671, ОГРН 1085837001381) к Правительству Пензенской области, г. Пенза, о взыскании 5 059 935 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кондитерский дом "Радуга" (далее - ООО "Кондитерский дом "Радуга", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Правительству Пензенской области о взыскании убытков, возникших в связи с непринятием Правительством Пензенской области своевременных мер по соблюдению законодательства в части обеспечения благоприятных условий для развития малого бизнеса, в размере 5 059 935 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.01.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Пензенской области действует "Долгосрочная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2014 гг.", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 N 713-пП.
ООО "Кондитерский дом "Радуга", являясь субъектом предпринимательской деятельности и полагая, что в результате неоказания финансовой поддержки развития малого бизнеса Правительством Пензенской области понесло убытки в размере 5 0599 35 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении иска, исходили из того, что убытки у истца возникли в результате его хозяйственной деятельности, а не возникли вследствие неоказания Правительством Пензенской области мер финансовой поддержки.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в полном объеме.
В силу пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся: разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Как указывалось выше, в Пензенской области действует "Долгосрочная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2014 гг.", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 N 713-пП, которая допускает меры государственной поддержки в виде софинансирования муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в части адресного товарного кредитования через районные агентства поддержки по развитию кондитерских производств и деревообработки.
Так же программа допускает возможность субсидирования части затрат на уплату процентов в размере 100% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по коммерческим кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства Пензенской области, прошедшими конкурсный отбор в соответствии с порядком, установленным Правительством Пензенской области на реализацию бизнес-проектов по развитию кондитерских производств и деревопереработки, производств легкой промышленности.
Согласно положению "О проведении конкурсного отбора бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства и бизнес-проектов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) и бизнес-проектов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по организации производства, переработки (в том числе глубокой переработки), хранения и реализации продукции сельского хозяйства, грибов в Пензенской области", утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 01.08.2008 N 482-пП, меры государственной поддержки предоставляются на конкурсной основе.
Процедура отбора соискателей государственной поддержки регламентирована.
Установлены конкретные сроки подачи заявок на участие в программах поддержки.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; открытость процедур оказания поддержки.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что конкурсная процедура в 2010 году открывалась три раза и обществом в установленном законом порядке не подавались заявки на участие в процедуре соискания государственной поддержки, пришли к правильному выводу, что негативные для истца последствия обусловлены бездействием самого общества.
При этом суды, принимая обжалованные судебные акты, также исходили из отсутствия доказательств, подтверждающих, что ООО "Кондитерский дом "Радуга" имело право на получение мер государственной поддержки, могло претендовать на участие в программах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и было признано победителем процедуры конкурсного отбора.
В совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что обществом не представлено доказательств того, что Правительство Пензенской области совершило противоправные действия (бездействие), в результате которых у истца возникли убытки, в связи с чем, руководствуясь статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, правильно отказали ООО "Кондитерский дом "Радуга" в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.01.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
При подаче кассационной жалобы ООО "Кондитерский дом "Радуга" государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы не была уплачена (предоставлена отсрочка).
Принимая во внимание, что обществу отказано в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым взыскать с ООО "Кондитерский дом "Радуга" государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере, предусмотренном подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 2000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.01.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 по делу N А49-5256/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Кондитерский Дом "Радуга" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Поручить Арбитражному суду Пензенской области выдать исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указывалось выше, в Пензенской области действует "Долгосрочная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2014 гг.", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 N 713-пП, которая допускает меры государственной поддержки в виде софинансирования муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в части адресного товарного кредитования через районные агентства поддержки по развитию кондитерских производств и деревообработки.
Так же программа допускает возможность субсидирования части затрат на уплату процентов в размере 100% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по коммерческим кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства Пензенской области, прошедшими конкурсный отбор в соответствии с порядком, установленным Правительством Пензенской области на реализацию бизнес-проектов по развитию кондитерских производств и деревопереработки, производств легкой промышленности.
...
Установлены конкретные сроки подачи заявок на участие в программах поддержки.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; открытость процедур оказания поддержки.
...
В совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что обществом не представлено доказательств того, что Правительство Пензенской области совершило противоправные действия (бездействие), в результате которых у истца возникли убытки, в связи с чем, руководствуясь статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, правильно отказали ООО "Кондитерский дом "Радуга" в удовлетворении исковых требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2012 г. N Ф06-4651/12 по делу N А49-5256/2011