г. Казань |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А49-9031/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей И.Ш. Закировой, Э.Г. Гильмановой Э.Г.,
при участии:
заявителя - Духленковой О.Н. (доверенность от 25.11.2011),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ольга"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 08.02.2012 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 19.04.2012 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Драгоценнова И.С.)
по делу N А49-9031/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ольга" (ИНН 5836602078, ОГРН 1025801100368) к Отделу надзорной деятельности Железнодорожного района г. Пензы ГУ МЧС России по Пензенской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Пензенской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ольга" (далее - ООО "Ольга", общество) к Отделу надзорной деятельности Железнодорожного района г. Пензы ГУ МЧС России по Пензенской области (далее - административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.11.2011 N 173/174 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 08.02.2011 по в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
В ходе проверки правил пожарной безопасности в здании по ул. Бакунина, д. 9 в г. Пензе, собственником которого является ООО "Ольга", административным органом составлены протоколы об административном правонарушении от 17.11.2011 N 173 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), от 17.11.2011 N 174 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протоколов вынесено постановление от 29.11.2011 N 173/174, которым ООО "Ольга" привлечено к ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 150 000 руб.
Основанием для привлечения общества к ответственности послужили следующие требования пожарной безопасности: вплотную к стене здания в мангале допускается разведение костра (п. 26 ППБ 01-03); электрические лампы накаливания эксплуатируются без защитных плафонов, предусмотренных конструкцией (п. 60 ППБ 01-03); на окнах здания установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01-03); не определены и не обозначены категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок складских помещений (п. 33 ППБ 01-03); в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными коммуникациями и электрическими кабелями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны негорючими материалами (п. 37, п. 64 ППБ 01-03); не все помещения, подлежащие защите средствами пожарной автоматики, заблокированы извещателями (п. 3 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110-03); ступени лестницы, ведущей на второй этаж здания, выполнены из сгораемого материала (деревянные доски) (п. 53 ППБ 01-03); в отделке стен обеденного зала применен сгораемый материал (обои) (ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); в отделке стен тамбура центрального входа применены горючие материалы (деревянная рейка) (п. 53 ППБ 01-03); в отделке стен коридоров применены горючие материалы (масляная краска) (п. 53 ППБ 01-03); ширина эвакуационного выхода из помещения обеденного зала здания менее 1,2 м (фактически - 0,8 м) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*).
Суды первой и апелляционной инстанции согласились с позицией административного органа, посчитав, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 и частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального характера при вынесении наказания судами также не установлено.
Суд кассационной инстанции считает ранее принятые судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", вступившего в силу с 01.08.2011 и действующего на момент проведения проверки, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) проверка может быть плановой и внеплановой.
Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана и приказа (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки.
Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования регламентируется Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.
Перечень оснований проведения такой проверки является исчерпывающим.
Если проведенная ответчиком проверка является внеплановой, то для ее проведения должны быть основания, установленные подпунктами 1-4 статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности.
Между тем, ни в акте проверки от 17.11.2011, ни в протоколе об административном правонарушении от 17.11.2011, ни в оспариваемом постановлении о привлечении к административного ответственности материалов административного дела не усматривается вид проведенной проверки.
Кроме того, в материалах настоящего дела отсутствует распоряжение, на основании которого проведена проверка общества.
Отсутствует также подпись руководителя ООО "Ольга" в акте проверки от 17.11.2011 N 83 об ознакомлении с копией распоряжения/приказа о проведении проверки.
Таким образом, несоблюдение требований действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, влечет недействительность результатов проверки.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что, административный орган, используя при привлечении общества к административной ответственности доказательства, добытые с нарушением требований Закона N 294-ФЗ, а также Закона о пожарной безопасности, допустил нарушение прав и гарантий, предоставляемых обществу Кодексом.
Учитывая вышеизложенное, кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащие отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 08.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 по делу N А49-9031/2011 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Ольга" удовлетворить.
Признать недействительным постановление Отдела надзорной деятельности Железнодорожного района г. Пензы ГУ МЧС России по Пензенской области от 29.11.2011 N 173/174.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) проверка может быть плановой и внеплановой.
...
Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования регламентируется Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.
...
Если проведенная ответчиком проверка является внеплановой, то для ее проведения должны быть основания, установленные подпунктами 1-4 статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности.
...
Отсутствует также подпись руководителя ООО "Ольга" в акте проверки от 17.11.2011 N 83 об ознакомлении с копией распоряжения/приказа о проведении проверки.
Таким образом, несоблюдение требований действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, влечет недействительность результатов проверки.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что, административный орган, используя при привлечении общества к административной ответственности доказательства, добытые с нарушением требований Закона N 294-ФЗ, а также Закона о пожарной безопасности, допустил нарушение прав и гарантий, предоставляемых обществу Кодексом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2012 г. N Ф06-4370/12 по делу N А49-9031/2011