г. Казань |
|
17 июля 2012 г. |
Дело N А55-14833/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Давидян Ю.С., доверенность от 01.08.2011,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2011 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-14833/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Уотмен", г. Самара (ОГРН 1106317000030) к главе городского округа Самара, г. Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными действий и обязании,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2011 удовлетворены требования закрытого акционерного общества "Уотмен" (далее - ЗАО "Уотмен", общество, заявитель) к главе городского округа Самара (далее - глава г.о. Самара), Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент), уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
о признании незаконными действий Департамента, выразившихся в возврате ЗАО "Уотмен" заявления от 03.05.2011 вх. N 11882 и приложенного к нему пакета документов;
об обязании главы г.о. Самара в месячный срок с момента вступления в силу решения суда принять постановление администрации городского округа Самара о предоставлении ЗАО "Уотмен" в собственность за выкуп земельного участка, находящегося в муниципальной собственности г.о. Самара, для целей, не связанных со строительством, общей площадью 2958 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0702004:785, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Барбошина поляна, 9 просека, б/н;
об обязании Департамента в месячный срок с момента принятия главой г.о. Самара постановления о предоставлении ЗАО "Уотмен" в собственность за выкуп земельного участка, находящегося в муниципальной собственности г.о. Самара, для целей не связанных со строительством, общей площадью 2958 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0702004:785, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Барбошина поляна, 9 просека, б/н, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 2958 кв. м с кадастровым номером 63:01:0702004:785, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Барбошина поляна, 9 просека, б/н, и направить его в адрес ЗАО "Уотмен".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава г.о. Самара просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, заявителю на основании договора купли-продажи от 29.03.2010 на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Барбошина Поляна (ранее Поляна Фрунзе), 9 просека, б/н: нежилое здание (склад) площадью 63,1 кв. м, нежилое здание (прачечная) площадью 24 кв. м, нежилое здание (изолятор) площадью 52,4 кв. м, нежилое здание (кухня) площадью 30,2 кв. м, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности ЗАО "Уотмен".
Приобретенные заявителем в собственность объекты недвижимости расположены на сформированном земельном участке, находящемся по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Барбошина Поляна, 9 просека, б/н, площадью 2958 кв. м, кадастровый номер 63:01:0702004:785.
Указанный земельный участок находится в муниципальной собственности городского округа Самара, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Данный земельный участок 07.04.2010 был поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0702004:785, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 08.04.2011 N 63-00-102/11-64223, кадастровым делом участка. При этом в графе 9 кадастрового паспорта указано, что разрешенное использование земельного участка - "занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией".
Представленным по запросу суда кадастровым делом указанного участка подтверждается, что постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка предшествовало утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 63:01:0702004, площадью 2958 кв. м, занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией распоряжением Департамента от 04.03.2010 г. N 149.
ЗАО "Уотмен" 03.05.2011 обратилось к главе г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка на праве собственности за выкуп, в связи с нахождением на данном участке объектов недвижимого имущества заявителя, зарегистрированным 03.05.2011 вх. N 13882, что подтверждается штампом администрации.
Рассмотрение данного обращения главой г.о. Самара было поручено Департаменту. В соответствии с письмом Департамента от 18.05.2011 N 15-07-10/23904 согласно пункту 2.3 Положения "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, для целей, не связанных со строительством" по причине несоответствия заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 2.2. Положения указанное заявление не было рассмотрено Департаментом, возвращено ЗАО "Уотмен".
Возврат заявления без принятия решения обусловлен отсутствием в представленном пакете документов сведений о предоставлении земельных участков, выданных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Какие-либо иные основания, препятствующие предоставлению в собственность испрашиваемого участка, не были приведены ни главой г.о. Самара, ни Департаментом.
Доводы главы г.о. Самара и Департамента, изложенные в письме от 18.05.2011 и в отзывах по настоящему делу обоснованно признаны судами несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Испрашиваемый земельный участок является собственностью городского округа Самара, право распоряжения указанным участком принадлежит органам местного самоуправления городского округа Самара.
На территории городского округа Самара порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, установлен решением Думы городского округа Самара от 25.02.2010 N 852, которым утверждено Положение "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2.1. Положения граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, для целей, не связанных со строительством, подают в администрацию городского округа Самара заявление о предоставлении земельного участка на имя главы городского округа Самара по форме, установленной в приложении N 1 к настоящему Положению. Заявление о предоставлении земельного участка направляется в Департамент для его проверки на соответствие требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Положения.
Пунктом 2.3. Положения определено, что несоответствие заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Положения, является основанием для их возвращения заявителю в течение десяти рабочих дней со дня их поступления в администрацию городского округа.
Заявитель обратился к уполномоченному органу - главе г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, занимаемого объектами недвижимости, находящимися в собственности у заявителя.
В силу положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, был утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 30.10.2007 N 370 и данный перечень является исчерпывающим.
Данным перечнем не предусмотрено предоставление заявителем сведений о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу, указываемому заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, выданные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области (далее - УФАКОН по Самарской области).
ЗАО "Уотмен" 11.05.2011 предоставлялись в адрес главы г.о. Самара письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (правопреемника УФАКОН), которое зарегистрировано в канцелярии. Данные обстоятельства ответчиками не опровергнуты.
Частью 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации установлен императивный запрет требовать от заявителя иных документов, за исключением документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370.
Истребование у заявителя дополнительных документов, не отраженных в Приказе Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, является незаконным и нарушающим исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приватизацию земельного участка под ним.
Применение Положения, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 25.02.2010 N 852, должно учитывать нормы Земельного Кодекса Российской Федерации, имеющих прямое действие и обладающие большей юридической силой.
ЗАО "Уотмен" представило все необходимые документы в адрес главы г.о. Самара для принятия решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Действия Департамента по их возврату правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаны судом незаконными.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющие публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Материалами дела установлено полное соответствие представленного пакета документов требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно градостроительному обоснованию размера и вида использования земельного участка под нежилые здания с прилегающей территорией, подготовленному муниципальным предприятием города Самары "Архитектурно-планировочное бюро", нежилые здания (литеры Ж, З, Р, О), находящиеся в собственности ЗАО "Уотмен", и прилегающая к ним территория составляют единый комплекс и единую систему жизнеобеспечения всей территории; земельный участок площадью 2958 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, Барбошина Поляна, 9-я Просека, б/н, необходим для использования и эксплуатации нежилых зданий с прилегающей территорией, расположенных на данной территории. Более того, как указывалось выше, испрашиваемый земельный участок и его границы были утверждены распоряжением Департамента от 04.03.2010 г. N 149.
При этом при определении способов восстановления прав заявителя, судом правомерно учтены полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков, определенные Положением, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 25.02.2010 N 852.
В соответствии с положениями пунктов 2.7 и 2.8 Положения решение о предоставлении в виде постановления принимает и подписывает глава г.о. Самара, на основании постановления администрации городского округа, принимаемого главой г.о. Самара, Департамент заключает договор купли-продажи либо договор аренды земельного участка с лицом, подавшим заявление о предоставлении земельного участка.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали верный вывод об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы судов о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по делу N А55-14833/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Материалами дела установлено полное соответствие представленного пакета документов требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно градостроительному обоснованию размера и вида использования земельного участка под нежилые здания с прилегающей территорией, подготовленному муниципальным предприятием города Самары "Архитектурно-планировочное бюро", нежилые здания (литеры Ж, З, Р, О), находящиеся в собственности ЗАО "Уотмен", и прилегающая к ним территория составляют единый комплекс и единую систему жизнеобеспечения всей территории; земельный участок площадью 2958 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, Барбошина Поляна, 9-я Просека, б/н, необходим для использования и эксплуатации нежилых зданий с прилегающей территорией, расположенных на данной территории. Более того, как указывалось выше, испрашиваемый земельный участок и его границы были утверждены распоряжением Департамента от 04.03.2010 г. N 149."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2012 г. N Ф06-5390/12 по делу N А55-14833/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5390/12
04.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3935/12
22.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15944/11
23.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14833/11