г. Казань |
|
03 августа 2012 г. |
Дело N А06-7917/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Афанасьева И.Н., Филимонова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Гатауллиной Г.В.
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Астраханской области представителя:
истца - Нерсесова Г.С. по доверенности от 30.12.2011 N 294,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.03.2012 (судья Баскакова И.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Волкова Т.В., Тимаев Ф.И.)
по делу N А06-7917/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник-5", г. Астрахань (ИНН 3018311147, ОГРН 1053002325881) о взыскании основного долга в размере 2 446 929,99 руб. за период с ноября 2010 года по май 2011 года, пени в размере 56 201,79 руб., третье лицо: Служба по тарифам Астраханской области, г. Астрахань (ИНН 3015068720, ОГРН 1053000020204),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", истец) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник-5" (далее - ООО "Жилищник-5", ответчик) с требованиями о взыскании основного долга в сумме 1 847 199,98 руб. за период с ноября 2010 года по май 2011 года, а также пени в размере 28 399,76 руб. за электроэнергию на основании договора энергоснабжения от 27.10.2010 N 440778.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.03.2012 исковые требования ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" удовлетворены частично. С ООО "Жилищник-5" в пользу ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" взыскан основной долг в размере 1 284 575,10 руб., пени в сумме 22 521,02 руб., 22 130,60 руб. - в возмещение расходов по государственной пошлине. В остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами необоснованно определен к применению тариф, установленный для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
В соответствии со статьей 153N АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 27.10.2010 между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и ООО "Жилищник-5" (абонент) был заключен договор энергоснабжения N 440778, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией абонента, а абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки, на условиях, определенных настоящим договором по действующим на момент расчета ценам.
В соответствии с пунктом 8.1 договор заключен на срок по 31.12.2010 со дня подписания, но не ранее предоставления услуг по передаче электрической энергии с последующей ежегодной пролонгацией.
В приложениях к договору от 27.10.2010 N 440778 указаны места установки электросчетчиков абонента и объекты электроснабжения, которыми являются жилые дома, находящиеся на обслуживании у ООО "Жилищник-5" (приложения 1, 4).
Протоколом согласования были урегулированы разногласия по пункту 5.2 договора. Дополнительным соглашением пункты 2.3, 3.1.9, 4.1, 5.4, 10.1.4, 3.1.13 договора были изложены в новой редакции.
Приложениями к договору согласно разделу 10 являются также акты по установлению границ обслуживания и ответственности за состояние электросетей и электрооборудования.
Неисполнение ответчиком обязательств по договору энергоснабжения от 27.10.2010 N 440778 в период с ноября 2010 года по май 2011 года явилось основанием обращения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в суд с требованием о взыскании основного долга в размере 1 847 199,98 руб. и пени в сумме 28 399,76 руб. за период просрочки с 11.03.2011 по 30.06.2011.
Факт передачи электроэнергии ответчиком не оспорен и подтвержден срочными донесениями. Спора по количеству потребленной электроэнергии у сторон не имеется.
Между сторонами возник спор о применении тарифа за электрическую энергию, поставленную истцом в жилые дома по улице Тренева N 8, улице Мелиоративная N 2 А, 2 Б, улице В. Мейера N 17.
Удовлетворяя исковые требования в части, суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что истцом в расчетах за потребленную электрическую энергию в отношении ООО "Жилищник-5" необоснованно был применен тариф без учета понижающего коэффициента 0,7, предусмотренного для потребителей электрической энергии в домах, оборудованных в установленном порядке электрическими плитами.
В кассационной жалобе заявитель указывает на необоснованность вывода судов, утверждая, что в рассматриваемом случае применению подлежит тариф - 2,97 руб., установленный постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 08.12.2012 N 192 для потребителей, приравненных к категории население, без понижающего коэффициента для домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" предусмотрено, что для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7 (пункт 2).
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В материалах дела имеется справка открытого акционерного общества "Астраханьгазсервис" от 29.10.2010 N 03-12/3363 о том, что жилые дома по улице Мелиоративная N 2 А, 2 Б, улице В. Мейера N 17 не газифицированы, а общежитие по улице Тренева дом N 8 не пользуется газом.
Также представлены: акт обследования системы газоснабжения общежития по улице Тренева дом N 8, от 28.07.2009, из которого усматривается факт установки отключающих устройств на внутреннем газопроводе в полуподвальном помещении, нахождения внутреннего газопровода в аварийном состоянии, в связи с чем комиссией сделан вывод о невозможности дальнейшей эксплуатации наружного и внутреннего газопровода по данному дому; акты комиссионного обследования домов по вышеуказанным адресам, согласно которым жители используют в хозяйственно-бытовых целях электрические плиты.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку указанные дома не газифицированы, жители домов используют электроплиты для приготовления пищи и обогрева воды, следовательно, оплата за потребление жильцами вышеназванных домов электроэнергии должна производиться по тарифу, установленному для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, согласно постановлениям Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 140 на 2010 год, от 08.12.2010 N 192 на 2011 год.
Таким образом, истец неосновательно завысил тариф на продажу электрической энергии по жилым домам по улице Тренева N 8, улице Мелиоративная N 2 А, 2 Б, улице В. Мейера N 17.
Довод заявителя жалобы со ссылкой на положения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила N 6), Инструкцию о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденную заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации от 24.11.1992, о том, что ответчик не доказал факт оборудования спорных жилых домов стационарными электроплитами в установленном порядке, и, как следствие, отсутствие оснований для применения понижающего коэффициента, судебная коллегия считает несостоятельным.
Действительно, согласно пункту 1.3.1 Правил N 6, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах.
До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора (пункт 1.3.2 Правил N 6).
Согласно пункту 1.3.11 Правил N 6 подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение между потребителем и энергоснабжающей организацией.
Пунктом 1.2 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации от 24.11.1992, установлено, что заказчик на строительство объекта (потребитель) обязан до начала проектирования и монтажа согласовать применение на своих объектах электрокотлов и других электронагревательных приборов с соответствующими организациями Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.
Разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более (пункт 4.2.1 вышеназванной инструкции).
Между тем доказательств того, что спорный объект оборудован электроплитами посредством самовольных действий проживающих в нем лиц, либо данное оборудование не имеет допуска в эксплуатацию в установленном законом порядке, материалы дела не содержат.
Доказательств, подтверждающих газификацию спорных жилых домов, заявителем жалобы в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено.
С учетом изложенного судами правомерно произведен расчет задолженности за электроэнергию с применением тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Оценив представленные в материалы дела документы, обстоятельства по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных истцом требований в сумме 1 284 575,10 руб. - по основному долгу и 22 521,02 руб. - по пеням, начисленным в соответствии с условиями пункта 5.3 договора исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа.
Оснований для отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.03.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу N А06-7917/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.Н. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
...
Довод заявителя жалобы со ссылкой на положения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила N 6), Инструкцию о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденную заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации от 24.11.1992, о том, что ответчик не доказал факт оборудования спорных жилых домов стационарными электроплитами в установленном порядке, и, как следствие, отсутствие оснований для применения понижающего коэффициента, судебная коллегия считает несостоятельным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 августа 2012 г. N Ф06-6211/12 по делу N А06-7917/2011
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6211/12
31.07.2012 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7917/11
03.07.2012 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7917/11
21.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3555/12
07.03.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7917/11