г. Казань |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А06-6437/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Гарифуллиной К.Р., Сергеева Г.А.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кабановой Ирины Ивановны, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.12.2011 (судья Смирнова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи: Агибалова Г.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А06-6437/2011
по исковому заявлению администрации города Астрахани, г. Астрахань (ОГРН 1033000821809), к индивидуальному предпринимателю Кабановой Ирине Ивановне, г. Астрахань (ОГРНИП 306301705900029) об обязании ответчика прекратить потенциально опасную деятельность,
УСТАНОВИЛ:
администрация Волгограда (далее - администрация, истец) обратилась в арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю Кабановой Ирине Ивановне (далее - ИП Кабанова И.И., ответчик) об обязании ответчика прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" и не оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" до заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.12.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИП Кабанова И.И. просит об отмене обжалуемых судебных актов, принятии по делу нового решения об отказе администрации в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ИП Кабанова И.И. указывает на то, что осуществляла пассажирские перевозки на муниципальном маршруте регулярного сообщения на основании маршрутной документации на автомобиль ГАЗ-322132, государственный номер Т 584 ЕХ, утвержденной в установленном порядке.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
При рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции в судебном заседании 31.07.2012 объявлялся перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 12 часов 00 минут 07.08.2012. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети Интернет. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что ответчик осуществляет пассажирские перевозки по городскому муниципальному маршруту N 46С города Астрахани на автомобиле ГАЗ-322132, государственный номер Т 584 ЕХ, на основании лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом сроком действия по 07.02.2012, ПТС 30 МТ N 019235 на автомобиль ГАЗ-322132, государственный номер Т 584 ЕХ, договора безвозмездного пользования автомобилем ГАЗ-322132, государственный номер Т 584 ЕХ, от 18.02.2010, договора оказания услуг по медицинскому осмотру водительского состава и контролю технического состояния автотранспортного средства от 15.02.2010, договора проведения предрейсового технического осмотра от 15.02.2010 N 22.
Управление транспорта и пассажирских перевозок администрации города Астрахани письмом от 13.06.2011 N 07-10-02-1891 отказало ответчику о замене на маршруте N 46С автобуса марки ГАЗ-322132, государственный номер Т 584 ЕХ, на автобус марки ГАЗ-322132, государственный номер О 068 КН, в связи с отсутствием между ИП Кабановой И.И. и администрацией договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта.
Факт осуществления ответчиком указанной деятельности без заключения договора с уполномоченным органом подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Истец, полагая, что деятельность ответчика создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из следующего.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом, в пределах своей компетенции, решать вопросы безопасности дорожного движения.
Постановлением мэра города Астрахани от 29.07.2010 N 5396-м "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в городе Астрахани" утверждено Положение о комиссии по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани. В соответствии с названным Положением комиссия по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани создана для рассмотрения вопросов пассажирских перевозок в городе Астрахани и проведения единой транспортной политики с целью обеспечения предоставления бесперебойных транспортных услуг, повышения безопасности, культуры и качества обслуживания пассажиров.
Осуществление перевозок пассажиров муниципального маршрута пассажирским автотранспортом в городе Астрахани осуществляется лишь на основании заключенного договора и по результатам проведенного конкурсного отбора перевозчиков.
Кроме того, заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения проводится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Положением о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N 119, установлено, что конкурс на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани является открытым.
Стоит отметить, что конкурс проводится в случае открытия нового маршрута, возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут либо утверждения новой маршрутной сети.
Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем.
Решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 15.03.2005 N 49 утверждены Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных маршрутах города Астрахани (далее - Правила), в соответствии с которыми с перевозчиками, отвечающими специальным критериям, заключается договор, которым устанавливается расписание движения в целях обеспечения безопасности пассажиров.
Факт оказания ИП Кабановой И.И. услуг по перевозке пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Астрахани без заключения договора с уполномоченным органом установлен доказательствами, которые были исследованы судами первой и апелляционной инстанций. Заявителем жалобы данный факт не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил привлечение перевозчиков к пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам осуществляется на основании договора с заказчиком (организатором), заключенного по результатам конкурсного отбора на использование регулярных муниципальных маршрутов, или на основании ранее утвержденной маршрутной документации.
ИП Кабанова И.И. указывает в жалобе, что в силу пункта 3.1 Правил она могла осуществлять пассажирские перевозки по муниципальному маршруту без договора на основании маршрутной документации, утвержденной начальником управления транспорта и пассажирских перевозок администрации города.
Утверждение заявителя жалобы подлежит отклонению, поскольку, как указывает ответчик в отзыве на иск, маршрутная документация получена ИП Кабановой И.И. 19.08.2010, в связи с чем данная документация не может быть отнесена к документации, выданной ранее, то есть до утверждения решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" 15.03.2005 Правил.
Следовательно, наличие указанной маршрутной документации не дает ИП Кабановой И.И. права осуществлять потенциально опасную для неопределенного круга лиц деятельность и перевозить пассажиров автомобильным транспортом на регулярных маршрутах города Астрахани без заключения соответствующего договора в установленном порядке.
Наличие у ИП Кабановой И.И. лицензии от 08.02.2008 N АСС-30-1091-001, лицензионной карточки на автомобиль, паспорта транспортного средства 30 МТ 019235; договора на оказание услуг по медицинскому осмотру водительского состава и контролю технического состояния автотранспортного средства от 15.02.2010, договора на проведение предрейсового технического осмотра от 15.02.2010 N 22 не означает само по себе право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учета требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации дорожного движения.
Из материалов дела усматривается, что ИП Кабанова И.И. осуществляла деятельность по пассажирским перевозкам в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора. Указанный факт является нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Следовательно, суды обоснованно пришли к выводу, что данное обстоятельство создает опасность причинения вреда в будущем.
Опасность причинения вреда в будущем в силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу N А06-6437/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
При рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции в судебном заседании 31.07.2012 объявлялся перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 12 часов 00 минут 07.08.2012. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети Интернет. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
...
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом, в пределах своей компетенции, решать вопросы безопасности дорожного движения.
...
Опасность причинения вреда в будущем в силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2012 г. N Ф06-5935/12 по делу N А06-6437/2011